Тверское отделение Сбербанка выдержало испытания 2014-го
Руководитель Тверского отделения Сбербанка России Сергей Ющенко провел традиционную встречу с журналистами, посвященную подведению предварительных итогов 2014 года. Эта встреча совпала с пресс-конференцией, которую проводил в онлайн-режиме с представителями СМИ из разных регионов председатель Среднерусского банка Сбербанка России Игорь Артамонов
НЕДЕЛЯ ИСПЫТАНИЙ: НАГРУЗКА ВЫРОСЛА В РАЗЫ
Итоги года для Сбербанка в целом позитивные. Но настоящей «проверкой на прочность» для одного из крупнейших банков России стала позапрошлая неделя.
– То, что в большинстве стран банковские работники проходят по учебникам, мы прошли в реальной жизни, – так охарактеризовал события на финансовом рынке страны Сергей Ющенко.
Объем снятий средств в банкоматах Тверского отделения Сбербанка увеличился в какой-то момент в 4-5 раз, что явилось реакцией населения на рост курса иностранных валют по отношению к рублю. Клиенты с огромной скоростью опустошали банкоматы, снимая наличные деньги с карточек. С подобным объемом одновременных транзакций (операций, совершаемых по платежным картам) серверы Сбербанка столкнулись в первый раз, поэтому вполне объяснимо, что изредка возникали кратковременные, быстролокализуемые сбои в работе. Сейчас идет анализ технических проблем и дооснащение оборудованием на выявленных слабых участках.
Сергей Ющенко рассказал, что отделения Сбербанка в Тверской области работали в три смены, инкассаторы перешли на круглосуточный режим работы. Денег в отделениях хватало – в Сбербанке есть неснижаемый лимит денег. Сбербанк по всей стране, в том числе в Тверской области, был переведен на «ручное управление»: каждые три часа проводились совещания, руководство в режиме онлайн могло видеть ситуацию в каждом отделении, в каждом банкомате. Готовность банкоматной сети в Тверской области оказалась на уровне: 95% банкоматов справились с возросшей нагрузкой.
– Любую панику снимает спокойная и уверенная работа банка, – подчеркнул председатель Среднерусского банка Игорь Артамонов.
Платежные системы Visa и MasterCard оперативно выпустили свои релизы, в которых сообщили, что продолжают работу в России и держателям их пластиковых карт ничего не грозит. Уже к пятнице, 19 декабря, все успокоилось – необдуманное снятие денег через банкоматы прекратилось, банк вернулся к стандартному режиму работы.
НОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Конечно, события этой декабрьской недели, в частности, повышение ключевой ставки Центробанка до 17%, заставили Сбербанк пересмотреть условия по ряду финансовых продуктов.
Так, перед Новым годом стали расти ставки по привлеченным средствам и кредитам. За день до нашей встречи Сбербанк в очередной раз повысил ставки по вкладам и сберегательным сертификатам для физических лиц как в рублях, так и в валюте. Причем на вклады, открываемые через сервис «Сбербанк Онл@йн», через мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», а также в устройствах самообслуживания Сбербанка процентные ставки традиционно увеличились чуть больше, чем на вклады, открываемые в отделениях. Как объяснил Сергей Ющенко, это вызвано меньшей себестоимостью проводимых операций. Всего, по предварительным подсчетам, в Тверском отделении Сбербанка было открыто более 170 тысяч депозитов на сумму более 35 млрд рублей в 2014 году.
Что касается волнующей многих ставки по жилищным кредитам, то Сбербанку удалось удержать уровень процентов по ипотеке ниже, чем ставка Центробанка. Для участников зарплатных проектов Сбербанка на 25 декабря (тех, кто получает зарплату на карточки) она составляет от 14,5% на вторичное жилье на самых выгодных условиях. Для клиентов, не участвующих в зарплатном проекте, в среднем ставка окажется на 1,5–2% выше.
Ипотека является для банка одним из приоритетных направлений, ведь она имеет большое социальное значение и, кроме того, очень важна для развития строительной отрасли. За 2014 год более 5300 семей в Тверской области решили свои жилищные проблемы или улучшили условия проживания с помощью ипотеки от Сбербанка.
Важно, что по уже заключенным кредитным договорам ипотечные ставки пересматриваться не будут. Но на одобренные заявки, договоры по которым еще не подписаны, будут действовать уже новые условия.
Сбербанк продолжает работать с пенсионерами: все больше пенсионеров Тверской области начинают пользоваться пластиковыми картами. А каждый второй пенсионер региона получает пенсии через Сбербанк.
Еще одно направление работы, которому было уделено особое внимание в уходящем году, – развитие системы автоплатежей. Сегодня 70% платежей осуществляются в Тверской области удаленно, через банкоматы или Интернет, без обращения к сотруднику «в окошке». Это один из лучших показателей на территории Среднерусского банка.
Сегодня жители городов Тверской области столкнулись с тем, что количество квитанции в их почтовых ящиках множится с каждым месяцем, и на то, чтобы оплатить их все, надо потратить как минимум полчаса-час в месяц. Сбербанк предлагает «привязать» коммунальные платежи, а также платежи за телефон и т.д. к своей банковской карте. И тогда раз в месяц, в день, который вы сами установили, вам будет приходить СМС, ответив на которое вы можете согласиться с платежом, а можете, если необходимо, отменить его. В случае согласия деньги будут переводиться поставщику услуг – сегодня более 500 организаций в сфере ЖКХ уже работают со Сбербанком.
Чеки можно будет распечатать, зайдя в свой личный кабинет в «Сбербанк Онл@йн». Сейчас услуга «Автоплатеж» становится все востребованнее, люди ценят свое время. К тому же комиссия в этом случае либо отсутствует, либо минимальна – в зависимости от условий договора с поставщиком. В любом случае это выгоднее, чем в случае оплаты через операционные окна. Подключить «Автоплатеж» можно в системе «Сбербанк Онл@йн» или в любом отделении банка у операциониста.
ПРОГНОЗ НА БУДУЩЕЕ
Новый продукт Сбербанка в работе с бизнесом в уходящем году – предоставление банковских гарантий. Это необходимо компаниям, которые участвуют в государственных и муниципальных конкурсах и торгах. Основные отрасли, где эти гарантии востребованы, – строительство, оптовые поставки продуктов питания в бюджетные учреждения, IT-разработки. Банк берет на себя обязательства выплат в случае, если товары и услуги окажутся ненадлежащего качества. Воспользоваться банковской гарантией – не сложнее, чем взять кредит: так же быстро оформляется и столь же понятно.
Кстати, о кредитах. Неожиданно эффективными в новой экономической ситуации могут оказаться отрасли, которые в «нефтяные» годы были не столь развиваемы и востребованы. Например, Тверское отделение Сбербанка оценило как перспективное для кредитования наше сельское хозяйство, в частности, молочное животноводство. Кредитование бизнеса в Тверском отделении Сбербанка занимает особое место. В 2014 году было выдано 35,5 млрд рублей. Основной рост спроса на услуги кредитования, кстати, произошел в отраслях «производство и обработка» и «торговля». А объем привлеченных средств юридических лиц составил более 13 млрд рублей, что на 40% больше, чем в 2013 году. Цифра, согласитесь, солидная. Еще больше поражает объем депозитов корпоративных клиентов – 3,2 млрд, т.е. рост по сравнению с прошлым годом составил 63%. Активная клиентская база выросла на 10%.
В целом 2014 год заканчивается для Тверского отделения Сбербанка на позитивной ноте: более 4,4 млн клиентов получили качественное обслуживание; каждый второй пенсионер региона получает пенсию через Сбербанк; более 25 тысяч жителей Тверской области смогли оценить удобство услуги «Автоплатеж»; более 55 тысяч кредитов выдано клиентам-физлицам на общую сумму свыше 15,3 млрд рублей.
Мария ОРЛОВА