Не понял юмора

28.12.2014, 23:19

Почему узбекские шутки стали достоянием человечества

ЮНЕСКО взяло под защиту аскию – вид узбекского народного искусства, представленного в форме диалога между двумя или более участниками, которые соревнуются в острословии на заданную тему

Узбекский юмор в конце ноября включили в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. «Караван» спросил у Шухрата Мавланова, председателя узбекской диаспоры в Тверской области, о том, как любят шутить его земляки и как им живется в регионе

 

СМЕХ КАНАТОХОДЦЕВ

 

– Одно время в Узбекистане был популярен юморист Обид Асумов. Потом он попал в «Кривое зеркало» к Петросяну и начал раскручиваться в России. В то же время в Узбекистане к нему потеряли интерес. Почему? Потому что в нескольких своих шутках он перешел границы дозволенного. Если Верка Сердючка, например, приедет в Узбекистан, то, поверьте, аншлага не будет.

Юмор узбеков необидный. Шутка не должна задевать достоинство человека. Если это происходит, то аксакалы, старшие, поправляют: «Так, стоп! Это уже не безобидно!»

Кроме того, у нас нельзя смеяться над старшим. Нет, можно, конечно, с юмором преподнести какое-то замечание. Например, если человек громко кашляет, то можно рассказать анекдот про медведя, при этом чтобы человек сам сделал вывод.

– Расскажите какую-нибудь узбекскую шутку.

– Для начала одну историю. Однажды я возглавлял российскую банковскую делегацию в Великобритании. Нас встречал первый вице-президент английской банковской ассоциации. Лицо очень важное, при этом у них там все просто, без мигалок – мы с ним ехали на электричке. Своим английским коллегам он потом рассказывает: вот сел он в электричку – а прокомпостировать билет забыл. Они хохочут вповалку. «И вдруг, – говорит, – входит кондуктор…» Англичане смеялись два дня.

Юмор имеет национальный окрас, и представителю другой культуры бывает сложно его понять. Вот вам узбекский анекдот. Муж приходит домой голодный, а жена как раз плов готовит. «Давай поедим», – говорит мужчина. «Скажи: если Бог даст и позволит». «Да позволит – не позволит, какая разница. Что нам может помешать? Давай уже плов!» Не успела она сготовить плов, как врывается милиция и арестовывает мужчину. Через полгода в три часа ночи раздает стук в дверь. «Кто там?» – спрашивает женщина. «Если Бог даст и позволит, я муж твой».

– Поучительно.

– В этом особенность узбекского юмора. Мы никогда не шутим просто так. Юмор имеет прикладной характер. Например, с тех пор как юмористы продернули узбекские поминки, у нас появился запрет на кипящий котел в доме умершего. Раньше ведь как? Родственники приходят – их нужно накормить, для этого, допустим, быстрее зарезать баранов. «Да какое там человек умер! Тоже неприятность! Вот успеть бы баранов зарезать!» – такая появилась шутка. И общество быстро отреагировало, изменился обычай: теперь родственники приходят каждый со своей едой.

– Где чаще всего звучат шутки?

– Средоточие шуток – это свадьбы. В России это тяжело себе представить, но обычно на свадьбы в Узбекистане собирается от 500 до 1500 человек. Вот у меня племянник сына женил – пришло 800 человек. Как для всех найти место? Раньше свадьбы проводили в несколько дней, делясь на группы. Потом стали ходить анекдоты: кто-то сидел на краешке скамейки, его толкнули, он упал в воду… Теперь сельские поселения вскладчину организуют махаля – специальные помещения для поминовений и свадеб. Там установлены цена, сроки, правила пользования. Всем места хватает.

Узбекистан – солнечный край. Погода позволяет людям собираться вместе и шутить.

– А что касается национальных юмористических представлений?

– Очень популярны дорвозы – канатоходцы. Они были бы неинтересны, если бы их трюки не сопровождались искрометными шутками. Вот стоит канатоходец над бездной на одной ноге и говорит: «Нет, сегодня я не пойду: дома глаз запасной забыл». Или платок женский наденет. Никакой груди подкладной не надо! В обществе, где джигиты соблюдают определенные правила, этой детали достаточно, чтобы люди лопались от смеха. Я видел выступление дорвозов в Санкт-Петербурге: площадь не могла вместить всех желающих на это посмотреть.

 

ШУТКИ ШУТКАМИ, НО ЧТО ДЕЛАТЬ С МИГРАНТАМИ

 

– В первую очередь я хотел бы поблагодарить тверитян за терпение и понимание. Поведение моих земляков может вызывать справедливые нарекания. Они бывают виноваты или по незнанию, или по своей невоспитанности. Нужно понимать, что сейчас едут в основном родившиеся в 1990-х годах. У них другая культура, и они не адаптированы к российским условиям. Эти молодые люди не читали «Войны и мира».

С другой стороны, нужно признать, что России нужна рабочая сила. Узбекский народ – это труженики, и они, по сути, создают российский ВВП, в то время как граждане российские уходят в бизнесмены, экономисты, юристы, сферу услуг.

Сейчас ужесточили контроль за мигрантами, для многих добросовестных граждан Узбекистана границу закрыли на пять лет из-за нарушений, которые они совершили невольно. Они приехали, работодатель задержал их на объекте, язык ребята знают плохо и ориентируются не очень – на границе их шлеп! – и объявили нарушителями. В результате мы закрыли путь в Россию для уже опытных специалистов и открыли ворота для «нулевых», кого раньше сюда не пускали.

На мой взгляд, нужно ориентироваться на лучший европейский опыт подхода к миграции и делать границу более открытой. У нас же не разрешено двойное гражданство. Человек живет в России, тут у него дети, внуки, но он не может отказаться от своей Родины… В результате приходится периодически отмечаться в Узбекистане и возвращаться сюда.

– Как ваша диаспора участвует в адаптации мигрантов?

– При губернаторе Андрее Шевелеве и мэре Александре Корзине действуют координационные межнациональные советы, куда входят представители всех диаспор. Активно в координации участвует депутат Госдумы Владимир Васильев.

Особо хочется поблагодарить губернатора Тверской области Андрея Владимировича Шевелева, который в корне изменил роль и значение диаспор в общественной жизни Тверского региона и поднял их значимость на новый уровень.

Наша диаспора оперативно реагирует на возникающие межэтнические конфликты. В прошлом году, например, на производство под Тверью завезли 150 граждан Узбекистана. Это же целая армия! Как результат, между местными жителями и рабочими стали происходить столкновения. Мы встречались и с русскими, и с узбеками, пытались уладить ситуацию.

Мигранты могут не понимать, что хорошо, что плохо. Скажешь ему: «Не режь барана на людях!» А он: «Как не режь! У нас в Узбекистане можно!» Действительно, там это делают с гордостью. Нужно найти подход и сказать: «В Коране написано: «Твоя правая рука не должна знать, что делает левая». Если ты что-то делаешь, не надо это показывать всем». Тогда он понимает.

Сидя за общим столом, никто никого не обидит. А когда возникает социальная напряженность, политические, экономические трения, национальный вопрос встает остро. Так что я рад, что возникла такая тема, как узбекский юмор. Благодаря шуткам люди начинают лучше понимать другу друга.

Дмитрий КОЧЕТКОВ

61 0
Лента новостей
Прокрутить вверх