Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Куда летит кибитка

28.12.2014, 23:37

Что непонятно детям на уроках литературы и зачем им сочинение

«Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая». Так дети интерпретировали строчки Пушкина

2015 год объявлен годом литературы. Вместе с тем большому сочинению по литературе на 600-800 слов, которым отличалась русская школа, положили конец с введением ЕГЭ. В результате дети разучились и читать, и писать. Однако в этом году Минобр решил повернуть время вспять. 3 декабря школьники впервые написали сочинение, которое являлось допуском к ЕГЭ и оценивалось как «зачет» или «незачет». Требования к сочинению были заниженными. Его рекомендуемый объем составлял уже не 800, а 350 слов. Причем лимит на ошибки неисчерпаем: их можно делать практически в каждом слоге (!) – и получить общий зачет. Что удивительно, 148 человек из Тверского региона умудрились провалить сочинение. «Куда мы идем?» – «Караван» задал вопрос учителям русского языка и литературы в Тверском лицее Елене Воробьевой и Людмиле Фадеевой.

 

ВСТУПЛЕНИЕ. ПЕРЕПРЫГНУТЬ ПРОПАСТЬ В ДВА ПРЫЖКА

– Это сочинение позиционировалось как надпредметное, а не литературное, – Елена Воробьева оказалась вместе со своими одиннадцатиклассниками «как на линии фронта». – Раньше школьники анализировали конкретные произведения, демонстрируя свои литературоведческие навыки. Главная задача нового сочинения другая – проверить умение школьников формулировать свою позицию и аргументированно ее доказывать. При этом все равно нужно опираться на примеры из литературы.

– Почему нельзя было «реставрировать» классическое сочинение по литературе?

– Основной посыл реформы – пробудить интерес к чтению. Однако реанимировать сочинение в старом его формате, боюсь, невозможно. Дети к этому не готовы.

– Ушла сама методика преподавания, остро встает проблема педагогических кадров, – добавляет Людмила Фадеева. – Есть молодые преподаватели, которые сами учились в эту эпоху реформ и не писали сочинение в 11-м классе – по какой методике они будут учить детей? Вскоре должны быть разработаны пособия, но пока их нет.

– Детей сначала натаскивали на ЕГЭ, а сейчас внезапно стали нацеливать на сочинение… Не слишком ли жестоко?

– До начала учебного года были только разговоры на федеральном уровне, а нормативная база была спущена лишь в октябре. При этом сочинение писать уже в декабре. То есть на подготовку осталось только два месяца, – как отчет о военной операции звучат слова Елены Воробьевой. – Наверху был учтен экстренный характер этих мер, и критерии для оценки сочинения сильно смягчили.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. МЯГКИЕ ЛАПЫ И ОСТРЫЕ КОГТИ

 

Аргумент 1. Я могу делать ошибки в каждом слоге и получу зачет

– Как сказала Наталья Солженицына, курирующая проект, «сочинение пройдет на мягких лапах», – эта фраза стала крылатой, – продолжает Елена Воробьева. – Были разработаны пять критериев оценки. Для общего зачета ученик должен справиться с первыми двумя: 1). соответствие теме; 2). наличие литературной аргументации, – и еще получить зачет по одному из трех оставшихся критериев: 3). логично выстроенная композиция; 4). качество речи (наличие речевых ошибок не затрудняет понимание); 5). грамотность. То есть если сочинение ученика написано по теме, он привел примеры из литературы и, например, логично выстроил композицию, то он получает зачет.

– Даже если он при этом в каждом слове делает ошибку?

– В этом случае по грамотности он получает незачет, а в целом – зачет. Грамотность засчитывается, если на 100 слов не более 5 ошибок. То есть при объеме сочинения 300 слов можно допустить 15 орфографических, пунктуационных ошибок… Если бы, например, в классическом сочинении на 800 слов было столько ошибок – мы бы поставили даже не двойку, а единицу! А здесь – зачет!

– Возникает парадоксальная ситуация из-за того, что базы критериев не приведены в соответствие, – дополняет Людмила Фадеева. – Получается своеобразная психологическая ловушка для ученика. Ему зачли абсолютно безграмотную работу на итоговом сочинении, и школьник уверен, что дальше будет так же легко. Он идет на ЕГЭ по русскому языку – и там тоже пишет сочинение. А критерии оценки абсолютно иные… и ребенок получает минимум баллов.

– Критерии оценки специально размыты, – вновь объясняет «военный маневр» Елена Воробьева. – Например, что значит фраза: «За качество речи можно ставить зачет, если количество ошибок не мешает пониманию замысла»? Одному мешает, другому нет. Или: «Рекомендованный объем – 350 слов. Если написано меньше 250 слов, то работа не рассматривается». Так сколько писать? 350 или 250? Скорее всего, в следующем году критерии ужесточатся. На первый раз для школьников сделали поблажку.

 



Грамотность в процентах

Итоговое сочинение проводилось 3 декабря. В Тверской области из 5504 участников сочинения 148 человек (2,6%) получили незачет.

Наибольшее количество школьников (25%) получили «незачет» по критерию «Качество письменной речи», 23% – по критерию «Грамотность», и 7% участников – по критерию «Композиция и логика рассуждения».

Большинство школьников (2774 человека) выбрали тему «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина). На втором месте по количеству выборов тема «Что важнее: любить или быть любимым?». Наименьшее количество учеников писали на тему «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?».



 

Аргумент 2. В декабре я сдал сочинение. Зачем мне дальше литература?

 

– Есть еще одна проблема. Сочинение пишется в середине года, видимо, чтобы разгрузить его окончание, отягощенное ЕГЭ, и, кроме того, предоставить возможность пересдачи. Но программа по литературе в декабре не пройдена! Например, произведения о Великой Отечественной войне школьники проходят только весной, а одно из тематических направлений – «Вопросы, заданные войной». Конечно, этот блок должен быть – недаром большинство учащихся в Тверской области писали сочинение именно по цитатной теме «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Юлия Друнина). Но нестыковка между программой и сочинением остается.

Кроме того, в середине года ученик написал итоговое сочинение – зачем ему теперь литература? Что делать оставшиеся полгода? Конечно, есть что делать и что изучать, но ребенок, возможно, психологически расслабится, у него не будет мотивации.

 

Аргумент 3. Я готовлюсь к сочинению, а не изучаю авторов

– Как эти реформы сказываются на качестве образования?

– Специальные часы для занятий никто не выделял. Подразумевается, что ребенок сам должен готовиться к сочинению, но какой нормальный учитель предоставит школьника самому себе? На уроках литературы преподаватель должен изучать с детьми программу по литературе, готовить детей к сочинению в ЕГЭ по русскому и одновременно к итоговому «надпредметному» сочинению… Все это учитель должен делать одновременно, в те же самые 3 базовых часа в неделю.

– Есть предложение проводить пробное сочинение в 10-м классе, чтобы была возможность его проанализировать и хорошо подготовиться уже в 11-м, – озвучивает общее мнение Людмила Фадеева.

– Но ведь подготовка к сочинению начинается не в 11-м классе. Людмила Николаевна, вы ведете уроки литературы с 5-го по 9-й класс, когда закладываются основы. Хватает ли у детей времени осознать произведения?

– При увеличении количества изучаемых произведений количество часов по литературе не изменилось. Сейчас меньше возможности читать произведения вслух на уроке, разбирать каждую фразу и проникать в текст. Часто дети просто не понимают смысла того, что они читают. Станислав Говорухин на конференции с Путиным уже озвучил мысль, что в стихах Пушкина «Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая. Ямщик сидит на облучке В тулупе теплом, в кушачке», – современному ребенку понятны только слова «летит» и «сидит». Дети делают речевые ошибки, которые 20 лет назад не делали даже двоечники. На уроке по Гоголю девочка с твердой четверкой начала свой ответ с предложения: «ГОродничий (ударение почему-то на «о) ускорил уезд Хлестакова из города». Ребенок не понимает разницы между «уезд» и «отъезд».

Детям нужно растолковывать слова, за которыми скрываются реалии прошлого, а это не предусмотрено программой. Мы скачем по верхам. Так, когда-то из 9-го класса по определенным причинам сделали 10-й и 11-й в миниатюре: дети проходят авторов в обзоре. На мой взгляд, лучше меньше, да лучше.

Литература тот предмет, где учитель должен быть творчески свободным. А сейчас все произведения отобраны, на них предписано потратить столько-то времени. Я пытаюсь совместить несовместимое: пройти программу – и не отбить у детей охоту читать. От некоторых произведений можно было бы отказаться и сосредоточиться на других. Зачем, например, школьнику в 5-м классе «Заколдованное место» Гоголя? Что он вынесет из этого текста? Как это ему пригодится на том же итоговом сочинении? Произведение по-своему интересное, но не для пятиклассника. Не лучше ли выделить больше часов на изучение «Кавказского пленника» Толстого, где можно поставить множество проблем и обсудить их в классе?



ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

 

Заговори, чтоб я тебя увидел

Учитель, проверяющий сочинение, не знает, кто его автор. Тем не менее у него складываются определенные представления о личности ученика. Мы спросили у Людмилы Фадеевой, что можно узнать о школьниках по их сочинениям.

– Работы показали, что у большинства детей позитивное мышление. Как и в прежние времена, они верят в добро, им хочется любить и быть любимыми, и есть понимание, что любовь предполагает определенный труд души. В работах отражены вечные ценности – и это не красивые слова, а истина. В социальном плане дети показали себя вполне зрелыми. По крайней мере, в итоговом сочинении инфантильных работ мне не попалось.

Во многих сочинениях чувствуется, что тема человеку интересна, ему хочется высказаться, но нет запаса слов, который дается чтением.

Другая проблема – это поверхностное мышление и восприятие, обилие так называемых трескучих фраз. Ученик старается привести много литературных аргументов, продемонстрировать знакомство с материалом. Знание вроде бы есть, а вот глубины нет, и настоящего читателя не видно. Что-то слышали, что-то пробежали глазами.

При этом обвинять учеников нет смысла. Программа составлена так, что на осмысление прочитанного нет времени.



 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЛУЧШЕ, ЧЕМ НИЧЕГО

 

– Положительное в этом сочинении то, что оно позволяет ученику проявить свою личность – творчески выразить свой взгляд на мир и обосновать его. Сейчас эти работы оценивались нестрого, но в следующем году, уверена, требования будут выше, – подводит итог Елена Воробьева.

– Это сочинение еще не самый худший из вариантов допусков к ЕГЭ, которые рассматривались комиссией. Основная его цель – поднять престиж книги и призвать детей к чтению. Хорошо, что хоть какое-то сочинение вернулось. Но пока больше вопросов, чем ответов, – заключает Людмила Фадеева.

Дмитрий КОЧЕТКОВ

115 0
Лента новостей