ТВЕРСКИЕ ВЕЛОСИПЕДИСТЫ ВСТРЕТИЛИ НОВЫЙ ВЕЛОГОД
Около полудня минувшего воскресенья случайный прохожий, оказавшийся на набережной Афанасия Никитина, мог наблюдать стройную, довольно плотную колонну людей на велосипедах
По слухам, когда от памятника ходоку за три моря стартовали последние велолюбители, авангард колонны уже подъезжал к областной больнице.
15 мая на набережной собралось порядка тысячи человек, принять участие в заезде мог абсолютно любой велолюбитель, на любом велосипеде, кроме трехколесного. Достаточно было прийти, обзавестись номером и следовать всем инструкциям главного идеолога мероприятия Алексея Шабашова.
— Так, друзья! На регистрацию подходим без велосипедов, чтоб не создавать затор! Наше мероприятие – без табака, поэтому уважаем некурящих, выходим курить за пределы площадки! – распоряжается Алексей, велосипедист со стажем, пропагандист велосипедного движения в Твери, член общественной палаты Тверской области. – При движении держимся людей с оранжевыми повязками, у них большой опыт езды в колонне, они будут вас координировать.
Пока шла регистрация, можно было вступить в клуб «Велотверь» и оставить свою подпись под петицией с требованием начать создавать в городе велоинфраструктуру.
Ровно в двенадцать колонна тронулась до Дорошихи. Для обеспечения безопасности велосипедистов сопровождала патрульная машина. В конечном пункте маршрута праздник продолжился целым рядом состязаний: кросс-кантри, гонка 1х1, «фигурка», «черепаха», «детская фигурка», вело-фристайл на земляном трамплине. Главным судьёй на соревнованиях выступал неоднократный чемпион России по велоспорту, неутомимый путешественник, покоривший на своем велосипеде более 30 стран, Сергей Крылов. Из развлечений: веревочный городок, скалодром, волейбольная площадка, аквагрим.
Велодвижение в Твери растёт гигантскими темпами, и властям уже становится невозможно не замечать этого. Главные сегодняшние проблемы — это отсутствие велодорожек и парковок. Каждая из этих глобальных проблем подразумевает еще несколько «подпроблем», и список получается очень длинный.
— В 2009 году мы провели опрос жителей города на вполне научной основе и выявили, что в городе порядка 103 тысяч велосипедов, — говорит Сергей Крылов. — Задавали мы и такой вопрос: ездите ли вы на велосипеде, и если нет, то почему? Самым популярным ответом, конечно, стал «опасно». В прошлом году было зафиксировано 88 происшествий с участием велосипедистов, 11 человек погибли. В этом году мы также уже потеряли товарища. А сколько ДТП попросту не регистрируют! Вторая проблема: парковки. Сегодня кражи велосипедов приняли очень масштабный характер. Конечно, воруют и пристёгнутый транспорт, но не все ходят с пожарными ножницами, чтобы резать замки. А оставить велосипед негде: не всякий работодатель позволит затащить его в холл здания, если речь идёт о том, чтобы ездить на работу. Про магазины, поликлиники, учебные заведения я уж и не говорю. Я устанавливал парковку у своего магазина «Веломир». Она простояла два года, а потом какие-то вандалы просто разворотили её однажды ночью.
Обивание порогов чиновничьих кабинетов продолжается уже давно — более трех лет велолюбители не могли наладить диалог с властью. Отчаявшиеся велосипедисты уже были готовы использовать самые крайние меры лоббизма своих интересов, приводя в пример питерского велосипедиста, который протестовал прости равнодушия властей, разъезжая голым возле Эрмитажа. «Надо только собраться в кучу, понять, что нас много и начать долбиться во все двери!» — писали они на своих форумах. И вот два года назад для удобства этого процесса несколько энтузиастов создали клуб – официально зарегистрированной общественной организации открыто гораздо больше дверей.
Один из самых распространенных аргументов-мифов, которым чиновники пользовались, чтобы отмахнуться от навязчивых велосипедистов — узкие улицы. К слову, и часть общественности уверена, что проложить велодорожки будет просто негде.
— А чем Тверь хуже, например, Хельсинки, где такие же узкие улочки, но там смогли же сделать велодорожки общей протяженностью 1300 км., — говорит Алексей Шабашов. — Такая же ситуация в Мюнхене — там есть дорожки протяженностью 1400 км, в Лондоне – 900 км. Манхеттен вообще остров, но и там решили этот вопрос.
Усилия тверских велоправдоискателей увенчались лишь 500-метровой велодорожкой у областного перинатального центра и небольшим участком в районе будущего города Завидово. Вероятно, для рожениц и строителей ещё только строящегося города.
2011-й отличился удивительным прорывом в развитии тверского велосипедизма: достижением года стало то, что глас велолюбителей хотя бы был услышан и принят к вниманию. И чиновники, и ГИБДД, и общественность наконец-то едины во мнении, что велоинфраструктуру создавать надо, 28 апреля во Дворце спорта «Юбилейный» сели за круглый стол с представителями клуба «Велотверь». Его итогом стала договоренность в ближайшие сроки разработать «Концепцию развития велотранспорта в г. Твери и Тверской области», и уже осенью документ должен пройти экспертизу в региональной Общественной палате. Ответствующие указания по развитию велоинфраструктуры будут отданы в муниципальные образования и руководству туристических баз с тем, чтобы они позаботились об организации веломаршрутов и отдельных велопрограмм. Было сделано и более конкретное заявление: вопрос со строительством одной новой велодорожки и парковки при вузе или гипермаркете должен решиться уже в конце лета.
Многое придётся делать впервые – в России найдётся немного городов, имеющих отточенную практику построения велоинфраструктуры, которую можно было бы просто перенести в тверскую реальность. Последнее время мы часто заявляем себя новаторами, так, может, нам и тут проложить свою велотропу?
Ольга КОЛОСКОВА