Тверские ученые придумали, как снизить число ДТП
Автомобиль сегодня – не роскошь, а самое опасное средство передвижения. Число ДТП в Тверской области год от года растет. Однако недавно тверские инженеры изобрели прибор, который помогает тотально контролировать ситуацию на дорогах, и как следствие – снизить количество ДТП
«В ГИБДД БУДУТ ПРИХОДИТЬ СМС О НАРУШЕНИЯХ»
– Есть два варианта: формировать «дорожную» культуру граждан, на что требуется 2-3 поколения, или обеспечить полный контроль деятельности на дорогах, – рассуждает Николай Ворошилов, руководитель проекта «Система автоматизированных платежей при непрерывном контроле транспортных средств на любом участке дороги заданного региона». – Мы пошли по второму пути.
Система, которую предлагают тверские ученые, работает на основе ГЛОНАСС. С ее помощью можно «отследить» любой автомобиль на территории России.
– Контроль ГИБДД, – точечный, – поясняет Николай. – Все охватить невозможно. В итоге не всегда наказывают тех, кто нарушает, а только тех, кто попадается. Наша система заточена на контроль абсолютно всех авто и на любом участке дороги.
– Как работает ваш проект?
– Мы занимаемся спутниковым мониторингом транспорта. Ставим блоки на машины, – Николай показывает макет прикрепленного блока с отходящими от него проводами. Фотографировать нельзя – проект пока не запатентован. – По специальной антенне блок принимает сигналы спутников системы ГЛОНАСС и определяет координату авто. При езде, этот блок вычисляет скорость и расход топлива. Специальная программа сравнивает текущую скорость авто и скорость разрешенную на данном участке дороги. При нарушении разрешённой скорости, по каналам сотовой связи информация передаётся на компьютер контролирующей организации. Это позволит автоматизировать систему взимания штрафов, а также, организовать автоматический сбор платежей за платные парковки и улучшить безопасность на дорогах. По экспертным оценкам,80% нарушения скорости приводит к ДТП. С нашей системой нельзя будет гонять и стоять в запрещенных местах – в пункты ГИБДД будут приходить смс о нарушениях, а в системе электронных платежей штрафы будут автоматически начисляться и списываться со счёта нарушителя .
– Как вы убедите автовладельца установить систему, ведь это им невыгодно? Или процесс будет принудительным?
– Автомобиль ведь не может ехать без фар, например. И мониторинг авто – дело ближайшего будущего на уровне законодательной базы. Когда в законе будут прописано, что без нашей системы эксплуатация автомобиля запрещена, ее придется установить.
Мы надеемся, что с беспределом на дорогах будет покончено. А потом исчезнут затраты на шлагбаумы и зарплату сторожам.
«ЦЕНА БУДЕТ КАК У ОБЫЧНЫХ ГАДЖЕТОВ»
Руководители проекта заверяют меня, что со временем их детище охватит не только Тверскую область, но и всю страну.
– Вы обращались за поддержкой в органы власти?
– Проекту уже год. За это время мы имеем как позитивный, так и негативный опыт общения с чиновниками. Первый раз я позвонил в министерство транспорта РФ, где мне ответили: «Минтранс не занимается вопросами безопасности дорожного движения».
– А кто тогда занимается?
– Вот именно… Поэтому сейчас сотрудничаем с Министерством промышленности и информационных технологий Тверской области. У нас есть понимание, мы уже успешно провели тестовую проверку нашего оборудования на разрабатываемой в Тверской области единой навигационной платформе. В этом году планируем подключить ВУЗЫ, собрать программистов для запуска проекта и его бесперебойной работы.
Мы задумываемся о том, чтобы с помощью нашей системы сделать транспортный налог дифференцированным. Нелогично, что деревенские жители «платят за ухабы» проселочных дорог такую же цену, как и городские водители. Еще пример: автомобили, зарегистрированные в другой области, ездят у нас, а налоги платят к себе в казну. Или страховые платежи: кто ездит круглый год, а кто на всю зиму ставит машину в гараж. Плата одинаковая!
– Но страховым компаниям невыгодно взимать меньшую плату…
– Страховым компаниям вообще невыгодна безопасность дорожного движения. Как и аптекам не нужны здоровые люди. Здесь работают законы конкуренции. Если страховая фирма будет использовать дифференцированную систему как преимущество для автовладельцев, поток клиентов у нее возрастет.
– Сколько будет стоить ваше устройство?
– Цена будет на уровне обычных массовых гаджетов, типа навигатора или смартфона.
– Каковы сроки внедрения проекта?
– Даты пока открытые. Ближайшая задача – показать проект на форумах Селигера или в Сколково. Возможно, проект будет внедряться постепенно, начиная с общественного транспорта.
После жарких дебатов руководители проекта убеждают меня в необходимости внедрения подобных устройств. Мне, как молодому и амбициозному водителю, не хотелось бы без необходимости снижать скорость на дорогах, однако водитель отвечает не только за свою жизнь. Думаю, мое мнение укрепится, когда мой ребенок самостоятельно пойдет первый раз в школу, или когда моим родителем будет тяжелее переходить через дорогу. Слово «контроль» неприятно слышать, когда ты живешь в эпоху свободы нравов, но если оно способно сохранить тебе жизнь, стоит задуматься.
Анастасия Романова
Анастасия РОМАНОВА