Что значит бурное обсуждение «кино не для всех»?
Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» спровоцировал в российском обществе такую бурную дискуссию, что интеллигентные люди вспоминают времена выхода романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». «Я не смотрел, но осуждаю», – с такой фразы начинают клеймить фильм платные и бесплатные патриоты в Интернете, «православные» активисты, практически не бывавшие в церкви, разного рода «казаки» и т.д.
Те, кто чуть поглубже знает русскую жизнь, фильм клеймить не спешили. Да, есть какие-то не совсем точные детали. Но философская притча не требует точности. А «Левиафан» не столько социальная драма о российской глубинке, сколько философская притча. История современного многострадального Иова, перенесенная на почву северного российского городка, с коварными мэрами, лицемерными митрополитами и бесконечным пьянством… По сути, это рассказ о распаде общества, его основных «скреп»: власть – бандитская, церковь – лицемерная, семья – предательская.
Левиафан – это не только библейское чудовище, похожее на кита, бороздящее «бездну вод». «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» – книга средневекового английского философа Томаса Гоббса. Именно Гоббс описал естественное состояние человека как «войну всех против всех» и уподобил государство чудовищному Левиафану – силе природы, принижающей человека.
Министр культуры Мединский попытался было заявить, что к российским реалиям фильм не имеет никакого отношения, но тут выплыла на свет показательная история. В городе Кировске Мурманской области, где снимался фильм, в 2009 году произошла трагедия. Один местный бизнесмен убил мэра и его заместителя, а потом застрелился сам. Чем не «война всех против всех»?
Люди, далекие от РПЦ, считают карикатурным образ митрополита. Самарские депутаты городской думы требуют лишить зарплаты выдающегося, на мой взгляд, актера Валерия Гришко, сыгравшего роль митрополита в «Левиафане». Актер Гришко, главный режиссер Самарского театра драмы, должен быть гордостью Самары: он снимался во многих фильмах, а образ неоднозначного иерарха Русской православной церкви отображает уже второй раз, причем нынче «с понижением» – в сериале «Раскол» Гришко играл патриарха Никона.
Мне лично Гришко в роли митрополита напомнил известного тверитянам владыку Юстиниана (Овчинникова). Поразительное внешнее сходство с нынешним архипастырем Элисты и всея Калмыкии, начинавшем в тверском Вознесенском соборе.
Но еще более пугающее сходство у главного злодея фильма, мэра Вадима Шелевята, с губернатором Тверской области Андреем Шевелевым. Актер Роман Мадянов воплотил архетип отечественного бюрократа – жесткого коррупционера (кстати, он тоже играл такого же жесткого и склонного к коррупции персонажа, боярина Морозова, в сериале «Раскол»). Случайно ли внешнее сходство и созвучие фамилий мэра из «Левиафана» Шелевята и губернатора Шевелева? Ой, не знаем…
Однако значимее даже, чем сам фильм, возникший вокруг него контекст. Официальные СМИ молчали, когда на «Левиафана» сыпался град престижных международных премий. И только когда фильм выдвинули на «Оскар» и у него появились все шансы получить самую главную кинопремию мира, режиссера Звягинцева наконец заметили российские телеканалы. Кто-то «наверху» понял, что будет смешно, если не заметят.
Хотя поднятая первоначальным официальным неприятием фильма волна растет. По слухам, «левиафанами» уже обзывают дворовых пьяниц – потому, что обзывающие слышали о «фильме, где иностранцы сняли, как русские все время водку пьют и страну позорят». Так фильм для эстетов пошел в народ, и если изначально это кино посмотрели бы немногие любители сложного кинематографа, то сейчас ему сделана мощная реклама.
Так в свое время было с романом «Доктор Живаго», получившим Нобелевскую премию и буквально стоившим жизни своему автору. Когда его опубликовали в годы перестройки, мы прочли его и удивились – ну и что, чего шуметь-то было? Но именно этим шумом роман вошел не только в историю литературы, но и в историю страны, удивительным образом предварив хрущевскую «оттепель».
А вообще, когда народ начинает говорить об искусстве, – это хороший знак. Значит, близко весна.
Мария ОРЛОВА