Евреи, ваше величество
Раввин Твери – об анекдотах, Торе и Евангелии
18 января в тверскую синагогу с песнями и плясками евреи внесли свиток Торы. Его заказали в Израиле более чем за $20000: собирали всем миром. «Лехаим!» («За жизнь!») – произносили евреи, выпивали по глотку настойки и читали стихи. «Караван» побывал в синагоге и поговорил с раввином о том, как евреи сохраняют традиции в современном мире
ТОРУ ПЕРЕПИСЫВАЮТ ПТИЧЬИМ ПЕРОМ
На крыльце краснокирпичного здания 1912 года постройки – изображение Меноры, семисвечного светильника. Тяжело открываются узорчатые двери, и мужчина в ермолке приглашает в синагогу.
Раввин г. Твери по паспорту Евгений, а так – Йошуа Розенцвейг.
– Типа Иешуа Га-Ноцри? – спрашиваю, вспомнив роман Булгакова.
– Типа да… – улыбается раввин аналогии с христианской культурой. – Преемника Моисея звали Иисус Навин. У нас это живое имя. Я сделал обрезание в 1995-м и взял это имя в честь дедушки, который был раввином в Белоруссии.
Мы поднимаемся по роскошной гранитной лестнице. В 1930-х синагогу у евреев отобрали, отдав под различные учреждения. Так, в 1990-е здесь располагался Калининский РОВД. Только в 2002-м синагогу вернули еврейской общине. Председатель Игорь Эльгардт, он же главный врач областного кардиодиспансера, нашел спонсоров и восстановил здание.
– Одна старая женщина – в ноябре прошлого года ей исполнился 101 год – рассказывала, как в 1920-х годах ходила сюда с папой. Тогда планировка была другая: молились на Восток, хотя положено по направлению к Иерусалиму. Мы взяли компас и переделали планировку, – показывает раввин просторное помещение с колоннами.
– Неужели в начале XX века не было компаса?
– Компас-то был, но еще был жив обычай ориентироваться на Восток. Люди не знали, в каком направлении находится Иерусалим. За последние 100 лет этот обычай себя исчерпал, – говорит Йошуа и прибавляет с сарказмом: – Однако некоторые в знании географии так и остались на уровне «трех китов». Секретарь Госдепа, например, считает, что в Белоруссии есть море.
В зале много столов – для молитв, занятий и трапез. Книжные шкафы до высокого потолка аккуратно заставлены книгами на иврите. На самом почетном месте – шкаф, завешенный черным пологом.
– Это Аарон Брит, Священный Шкаф, в христианской традиции почему-то переводится «Ковчег Завета». В таком переносном храме хранился первый свиток Торы, записанный Моисеем под диктовку Творца, и сосуд с манной небесной. После разрушения Первого храма Навуходоносором он куда-то пропал. Эта завеса – мотив храма, она напоминает о его Святая Святых.
Раввин простым движением отодвигает завесу, достает свиток Торы (Пятикнижие Моисея) и кладет ее на квадратный стол, возвышающийся подобно кафедре.
– Сколько этот свиток в длину?
– Кто ж считал? Несколько десятков метров. Все это пишется на пергамене от руки птичьим пером.
– Но такое впечатление, что напечатано…
– Вот-вот-вот… Сделать свиток у сойфера – профессионального писца – занимает не меньше года. Поэтому он и стоит так дорого.
– Как вам удалось собрать $20000?
– Всем миром. Каждый еврей должен сделать хоть один свиток или хотя бы поучаствовать в этом. Мы напечатали свидетельство, каждый из спонсоров приобрел долю в свитке Торы во исполнение заповедей.
– И сколько времени вы собирали деньги?
– Около года. Поди с этих евреев чего-то вытряси, – шутит раввин.
«У РАБИНОВИЧА СПРАШИВАЮТ…»
Несколько раз в год еврейская община выпускает газетку «Шатер Рахели». На ее последней странице – анекдоты. Про евреев.
Показываю Йошуа один из них:
«Раввин обращается в синагоге к евреям:
– Один портной, большой грешник, сквернословил, не соблюдал пост и работал в субботу.
Так Бог покарал его.
Портной укололся ржавой иглой и заполучил гангрену. Сначала ему отрезали одну руку, затем другую, потом гангрена перекинулась на ноги, и ему отрезали ноги.
Но на этом его страдания не кончились! Его таки призвали в армию!»
Раввин смеется:
– А финал то! Не лучший для еврея: в царской армии заставляли переходить в христианство. Но то, что евреи не служили в армии, – это сказки. Многие получали георгиевские кресты. У нас к крестам вообще сложное отношение – поэтому мудрецы даже рассматривали вопрос, можно ли носить Георгиевский крест. Решили, что все-таки можно – это ведь не религиозный символ, а символ воинской доблести.
– В этой газете много анекдотов, высмеивающих жадность, хитрость евреев… Я-то думал, такие шутки вас обижают…
– Умение посмеяться над собой – неотъемлемая часть собственного достоинства. Надутый индюк уважения не вызывает. Поэтому евреи так любят высмеивать свои недостатки – как настоящие, так и вымышленные. Мы как бы посмеиваемся над теми, кто это воспринимает всерьез.
– В этом анекдоте говорится о соблюдении субботы. Почему в субботу нельзя, например, зажигать огонь, варить еду…
– Вообще, законы Торы бывают двух видов: хуким и мишпатим – имеющие рациональное объяснение и не имеющие рационального объяснения. Понятно, например, что воровать нельзя. Хотя смотря кому: язычнику, например, непонятно – зависит от того, у кого украл. Или запрет на кровосмешение: это сейчас понятно, что уроды рождаются, а египетские фараоны женились на своих сестрах, потому что не могли связать свою божественную особу с кем-нибудь не из династии. В результате династии вырождались.
Субботу нужно соблюдать, потому что так написано в Торе. Всего 39 видов действий и их производных, которые запрещены. Считается, что это те работы, которые делались при строительстве переносного храма – скинии завета. Нельзя заниматься земледелием, потому что использовались растительные материалы, нельзя писать, потому что делались отметки… Всевышний создал мир за 6 дней, а в седьмой отдыхал. Суббота изначально была седьмым днем, и первые христиане тоже соблюдали субботу. Только в III веке, чтобы отличаться от нас, они сделали седьмым днем воскресенье.
– Как можно не пользоваться электрическими приборами в субботу?
– Однажды такой вопрос задал еврей раввину. Тот спросил: «А у вас водительские права есть?» «Есть». «А как же вы можете соблюдать правила дорожного движения? Их же так много! Как вы вообще запомнили, как управлять машиной…» «Ну, как-то естественно запомнил…» «Так и здесь. Если это для вас правила жизни, то вы научитесь их соблюдать».
Иешуа из Назарета
Самый острый вопрос взаимоотношения христиан и евреев – распятие Христа, или Иешуа из Назарета. Вот как это прокомментировал раввин г. Твери Йошуа Розенцвейг:
– Евреи не могли выдать Иешуа. Если еврейский суд решал, что человек виновен, то сам и наказывал. А приговорить Иешуа к смерти Синедрион не мог по той простой причине, что к тому времени смертные приговоры Синедрионом уже не выносились. Было лишь одно место, где раньше рассматривались такие кровавые дела. Но его закрыли. Специально, чтобы не выносить смертных приговоров, место заседания Синедриона перенесли.
Именно поэтому мы не берем на себя вины в смерти Иешуа.
Правдоподобность описываемых в Евангелии событий вызывает вопросы. Возьмем красивую и мудрую притчу «Христос и грешница». «Кто без греха – пусть первый бросит в нее камень», – говорит Иешуа. Но по еврейским правилам два свидетеля должны были видеть акт прелюбодеяния и, что важно, видеть друг друга, а затем предупредить обоих преступников. Только в случае, если оба не послушались и продолжили этим заниматься – только тогда свидетели имеют право идти в суд. Что, было два свидетеля? Что, они предупредили и оба любовника, несмотря на это, продолжили?
Если вина была признана, то преступника сталкивали в ров с камнями. Если он был все еще жив, то два свидетеля брали самые тяжелые камни и бросали ему на грудь. Если человек не умирал, тогда народ начинал забрасывать его камнями.
Автор этой красивой и мудрой притчи не знает еврейских законов. Эта история неправдоподобна. Поэтому мы не признаем Евангелие. Поэтому мы евреи.
САМЫЙ КОРОТКИЙ АНЕКДОТ: «ЕВРЕЙ – ДВОРНИК»
– Есть ли у евреев определенная профессиональная ориентация?
– Еврейская религия не запрещает работать кем угодно. Нельзя, правда, торговать некошерной едой, то есть, например, свиные консервы, которые вскрыл – и ешь. А вот сырой свининой торговать можно – сырое мясо никто не ест.
Другое дело, что в еврейской истории были запреты на профессии. В большинстве стран не разрешалось владеть землей и жить в сельской местности, евреи в основном были ремесленниками.
До начала Крестовых походов для евреев была лафа – они были посредниками в торговле между Западом и Востоком.
– Как жилось евреям в России?
– Начиная со времен Ивана III до Екатерины II – 300 лет – евреям запрещалось находиться на территории России. Когда Рига отошла России, рижские купцы обратились с просьбой к Елизавете Петровне допустить евреев на ярмарку: «У нас же все налажено, вы нас партнеров лишаете!» Елизавета, женщина эмоциональная, ответила: «От врагов Христовой веры не желаю иметь интересной прибыли».
Екатерина II была более прагматична. После раздела Польши России отошла территория, где проживало много евреев, вписанных в экономическую структуру. Была определена черта оседлости – территория, в которой евреи могли постоянно проживать. А вот купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, ремесленники, приписанные к ремесленным цехам, могли поселяться и за пределами черты оседлости.
Со временем в российских городах начали строиться синагоги. Первая синагога в Тверской области появилась в Вышнем Волочке – там была железнодорожная станция.
– Сколько евреев сейчас проживает в Твери?
– Я общался с раввином в Курске, и он сказал: «Нет, у тебя город не еврейский. Вот у меня – город еврейский». Просто Курск находится близко к черте оседлости. А в Твери проживает около 1000 евреев, из них только четверть, наверное, позиционируют себя как евреи. У нас в синагоге проходит изучение Торы, есть курсы иврита, английского, компьютерные занятия, а также проводятся заседания клубов. Кроме того, около 700 человек зарегистрированы в благотворительной организации.
– Чем евреи занимаются в Твери?
– Чем угодно. Но отличительная черта российских евреев – что это в основном интеллигенция. Самый короткий анекдот: «Еврей – дворник». Дворники, грузчики, ремесленники в основном сгинули во рвах – там, где черта оседлости. А евреи с высшим образованием и купцы перебрались в Центральную Россию.
РУССКИЕ ПРИНИМАЮТ ИУДАИЗМ
– Несколько лет назад был взрыв в вашей синагоге…
– Да, ночью на крыльце раздался маломощный взрыв. Повредило низ двери, ну заменили. В соседнем доме от взрыва разбилось окно, и человек поранился. И – вот еврейское счастье! – по этой тихой улице, по которой и днем-то никто не ходит, в три часа ночи проезжал какой-то автомобиль, и его повредило. Виновных не нашли, ответственность на себя никто не взял. Мало ли идиотов.
– А были случаи, когда русские приходили, чтобы принять еврейство?
– На моей памяти таких было несколько, из них два серьезных. Первая мысль, когда русский заявляет о решении стать евреем: «Парень, а ты не пьян? А ты не псих? Тебе нужно соблюдать 613 заповедей – и ты этого хочешь? Ты хочешь, чтобы мы взяли ответственность за тебя?» Когда понимаем, что человек серьезен в своих намерениях, начинаем с ним изучать Тору. Одна девушка только после 10 месяцев подготовки поняла, что она к этому не готова. Другая изучила Тору и сделала гиюр – приняла еврейство.
– То есть вы не занимаетесь религиозной пропагандой целенаправленно?
– Боже сохрани! Вообще, евреи – это народ, избранный Всевышним для хранения Торы. Мы ничем не лучше других – не умнее, не праведнее. И вообще, для Бога публика не очень приятная. Но кроме основных заповедей, предназначенных для всех людей, мы должны соблюдать еще и дополнительные. Чтоб не распоясаться. Когда Людовик XIV спросил кардинала о доказательствах существования Бога, тот назвал несколько, а потом заключил: «И евреи, ваше величество, евреи…» И хотя он сказал это в несколько ином смысле, но тем не менее евреи – хранители Торы и живое свидетельство существования Бога.
Дмитрий КОЧЕТКОВ