Тайное становится явным
Наряду с застоем в светской власти Тверская область испытывает серьезные проблемы с властью духовной. Ситуация с руководством Тверской митрополии – иллюстрация тупика, в который Русская православная церковь умудрилась зайти за годы, которые, казалось бы, были самыми мирными и свободными в ее истории. И так все в стане непросто, а тут еще «духовные скрепы» мрака добавляют, не желают обуздывать себя.
ВЫРУЧКА ИЛИ ДУША?
Неделя о мытаре и фарисее потекла февральскими дождями-чернилами. Входим в тревожное время перед Великим постом, когда надо бы о душе подумать, – а некогда. Да и есть ли она, эта душа?
Притча о мытаре и фарисее, предваряющая подготовку к Великому посту, как нельзя лучше отражает сегодняшнее состояние нашего общества. Мы стоим, как фарисеи в храме, и радуемся, что мы не такие, как они: геи, негры, хохлы. Что у нас есть борода и духовные скрепы, а также сакральная Корсунь (что бы это не значило). «Наши иконы лучшие в мире», – поет наш тверской панк Саша Константинов, он же Старуха Изергиль, солист жутковатого «Ансамбля Христа Спасителя».
А человек, со слезами кающийся в углу, вызывает у нас озлобление. Видать, большой грешник, раз кается и плачет, обличает свои пороки. Мы же не плачем, стоим себе довольные, в мире с Богом и самими собой. Не кается митрополит Тверской и Кашинский Виктор, не кается игумен Кирилл (Илюхин), приехавший под его крыло после гей-скандала в Казанской семинарии… Свойство русского отраженного сознания в том, что вина за проблему возлагается не на создавшего эту проблему, а на проблему обличившего. И ничтоже сумняшеся, православные считают, что Церковь разрушает диакон Андрей Кураев, вскрывший проблему гомосексуализма в РПЦ, а не владыка Виктор с его приближенными молодыми людьми.
Ситуация в Тверской епархии сейчас та же, что в областной власти. Все друг другу враги, все друг друга ненавидят. Слабый руководитель и полная нищета с бесправием среди тех, кто действительно трудится на ниве Господней. Не говоря уж о самом обществе, в церковном случае – мирянах. Они (миряне, жители Тверской области и т.д.) свободны в плохом смысле этого слова, никому не нужны и могут провалиться пропадом. И, самое удивительное, большая часть людей этим довольна.
Недавно один приходской активист, пытающийся контролировать своего настоятеля через ревизионную комиссию прихода, рассказывал мне, что народ считает, что он «Бога не боится, раз против батюшки идет». Вот так, каждый мелкий начальник – уже божество. И те, кто пытается его контролировать, не патриоты, не православные, агенты Госдепа, «пятая колонна».
Тем временем главным в наших храмах становится не алтарь, а церковная лавка. «Ура, выручка!» – не скрывают своей радости некоторые настоятели, увидев наплыв прихожан.
ЧТО-ТО НАЗРЕВАЕТ
На прошлой неделе напряженная ситуация в Тверской епархии очередной раз вырвалась наружу. Мы уже рассказывали нашим читателям о скандале в тверском храме «Трех исповедников», где недавно произошла тайная перерегистрация прихода в архиерейское подворье, а также с полным нарушением трудового законодательства уволен ряд сотрудников. С позапрошлого года эти сотрудники добивались, чтобы им отдали их личные вещи, оставшиеся на работе, и трудовые книжки.
Весь прошлый год суды отмахивались от жалоб пострадавших от действий о. Иакова, а общение отца настоятеля со своими бывшими сотрудниками происходило через вызовы полиции из Заволжского РОВД.
Но постепенно обычный трудовой спор бывших сотрудников с новым настоятелем (теперь уже наместником) иеромонахом Иаковом Степкиным перерос в общественное явление, которому, видимо, суждено сдвинуть с мертвой точки ситуацию в Тверской митрополии. Иаков Степкин, один из новых любимцев дряхлеющего тверского митрополита, – настоящий символ всех духовных проблем современного православия. Как его занесло в монахи, неведомо – человек борим всеми страстьми, которые только возможны.
Сейчас бывшие сотрудники решились рассказать о многих неприятных вещах, которые происходили и с ними самими, и с еще некоторыми совершенно ни в чем не повинными мальчиками (Степкин отвечает в митрополии за образование). Весьма важно, что их письмо принял и направил со своей «сопроводиловкой» в патриархию полномочный представитель президента в Тверской области Юрий Стрелецкий. Интерес к ситуации проявили депутаты от нашего региона в Государственной Думе РФ – Владимир Васильев и Вадим Соловьев.
Напомним, архиереи РПЦ в 75 лет пишут заявление об уходе на покой. Владыке Виктору 75 исполняется в 2015 году. Очень часто это прошение не удовлетворяют, оставляют смиренного просителя в его кресле. Но что-то подсказывает нам, что в случае с Тверской митрополией будет иначе…
Как бы то ни было, епархиальное собрание Тверской митрополии, назначенное на конец февраля, перенесено на эту неделю. Возможно, что-то назревает.
Мария ОРЛОВА