Сбежала последняя электричка
Как закрытие пригородных маршрутов скажется на Тверской области
С февраля в Тверской области отменят электрички на целом ряде пригородных направлений. Региональный бюджет не в силах их содержать. Следовательно, люди не смогут ездить на работу, на учебу, в больницу… Фактически будет обесточена тверская периферия, которая и так находится на грани выживания и для которой электрички были единственной связью с большим городом. Что происходит? И сколько можно это терпеть? «Караван+Я» разбирался в ситуации
ДЕНЕГ НЕТ. И НЕ БУДЕТ?
«В связи с тем, что на 2015 год сумма субсидий в бюджете Тверской области на покрытие выпадающих доходов ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» при потребности в 201 млн рублей составляет 50 млн рублей, размеры движения пригородных поездов по территории Тверской области постепенно будут приводиться в соответствие с фактически оплаченным заказом, – официально объясняет ОАО «МТ ППК» – структура РЖД, ответственная за электрички. – Перевозчик может осуществлять транспортное обслуживание только в условиях сформированного транспортного заказа».
Иначе говоря, бюджету области не под силу содержать электрички, а бесплатно нас возить никто не будет.
Если верить перевозчику, Тверская область в долгу не только за 2015 год.
С 2011 по 2013 год задолженность региона перед перевозчиком составляет 1,3 млрд рублей. В 2014 году потребность в субсидиях равнялась 325 миллионам, а правительство области заложило на пассажирские перевозки всего 50 млн, а выплатила и вовсе 37,5 млн.
Между тем ОАО «МТ ППК» – один из самых крупных налогоплательщиков в Тверской области. За 2014 год в бюджет региона поступили налоги и страховые взносы в размере 180 млн рублей.
Возможно, вопрос об отмене электричек не встал бы так остро, если бы не поручение Владимира Путина по недопущению убытков ОАО «РЖД», в том числе от организации пригородных пассажирских перевозок. В итоге пригородные пассажирские компании всей России поспешили «оптимизировать» маршрутную сеть и отношения с заказчиками. В регионы были направлены проекты соглашений по долгосрочному погашению долгов за перевозки, многие субъекты РФ их подписали. Судя по официальной информации с сайта ОАО «МТ ППК», Тверская область пока это не сделала: дефицит бюджета, вой-на на Украине, повышение цен. В общем, «денег нет и не будет».
Но о чем думал губернатор Шевелев в 2013-м, в 2014 году? Неужели представители ОАО «ТМ ППК» не напоминали ему про растущий долг?
Так или иначе козлами отпущения снова остались люди, жизнь и работа которых зависит от электричек.
«Губернатор не может договориться ни с «Газпромом», ни с «РЖД»
Геннадий КЛИМОВ, главный редактор журнала «Умное производство»:
– Проблема с электричками была не только при Шевелеве, но и при Зеленине. Но тот осознавал, что тверитяне могут работать в Москве и в Подмосковье, поэтому стремился создавать для них комфортные условия. Наравне с 4-часовыми электричками появились 2-часовые экспрессы. Также Зеленин смог отбить Тверь от засилья «Сапсанов», из-за которых уже на переезде в Чуприяновке можно было застрять на 1,5 часа. До 2011-го регион занимался софинансированием пассажирской компании, поэтому проблем не возникало. Нынешние власти пока не могу договориться с федеральными структурами – ни с «Газпромом», ни с «РЖД». Отсюда и многомиллионные долги. Удивляет позиция по замещению железнодорожного транспорта автобусами – это тоже огромные затраты и дополнительное финансирование.
АВТОБУСОВ НА ВСЕХ НЕ ХВАТИТ
23 января на сайте Change.org появилась петиция ученика 11-го класса Юрия Аракчеева, адресованная главе РЖД, президенту России и губернатору Тверской области. Старшеклассник из Лихославля доходчиво объясняет, что отмена рейсов приведет к социальной катастрофе: школьники не смогут ездить к репетиторам в Тверь и готовиться к ЕГЭ, пенсионерам будет неудобно посещать поликлиники, а работающие в Твери или в Редкино могут смело ночевать на работе. Под письмом уже подписалось около 6000 тысяч человек.
Напомним, что с 1 февраля ОАО «МТ ППК» намеревалось отменить десятки рейсов. Полностью отменяются пригородные поезда на участках Ржев – Великие Луки, Ржев – Шаховская, Земцы – Жарковский, Соблаго – Кувшиново, Угловка – Окуловка. На участках Тверь – Бологое и Лихославль – Торжок с 1 февраля останется только шесть электричек: Тверь – Бологое (отпр. 08:25 и 21:59), Тверь – Торжок (отпр. 21:04), Бологое – Тверь (отпр. 04:00 и 09:06), Торжок – Тверь (отпр. 05:20). Другие поезда отменяются.
Также изменяется периодичность электричек: пригородные поезда будут курсировать только в отдельные дни недели на участках Бологое – Осташков, Бологое – Сонково, Сонково – Пестово, Овинище – Весьегонск, Сонково – Калязин, Ржев – Торжок.
Тем не менее пока электрички, хоть и не в полном объеме, продолжат обслуживать особо важные маршруты – но лишь до 15 февраля. А дальше все упирается в деньги.
Тем временем губернатор Шевелев хочет предотвратить транспортную катастрофу с помощью автобусов. Тверские перевозчики, среди них самый крупный ОАО «Тверьавтотранс», с 1 февраля запустили автобусы по стратегически важным направлениям: Спирово, Вышний Волочек, Калашниково, Бологое. Но ехать придется дольше, платить дороже, да и прямые дороги не везде есть. К тому же лишатся льгот пенсионеры, так как пригородными для автобусных перевозок считаются расстояния не более 50 км. В общем, если бабушка из Спирова захочет навестить внука из Твери, ей это влетит в копеечку. И главное, «Автотрансу» с имеющимся парком техники не вывезти всех пассажиров. Нужны дополнительные автобусы – а на что их купить, если компания сегодня в кризисе из-за расточительности экс-руководителя. Но это уже другая история.
Жанна ЛЯПУНОВА, бывший пресс-секретарь экс-губернатора Дмитрия Зеленина:
– Когда запустили первый «Сапсан», Тверскую область не предупредили, мы неожиданно получили закрытие шлагбаумов на более чем час в Чуприяновке, несколько населенных пунктов, в том числе Тверь, разрезали на две части, и ни скорым, ни пожарным было не проехать, отмену ряда электричек и огромное количество жалоб от людей, которые не могут добраться на работу. Все-таки электрички в Тверской области при плохом сообщении между городами – один из лучших вариантов. Дмитрий Зеленин после огромного числа жалоб и статей и у вас, и в соцсетях начал сражаться с Минтрансом.
Минтранс переложил ответственность на РЖД. Стали вести переговоры с «РЖД». Добились того, что было созвано совещание с Якуниным во главе. После этого часть электричек и поездов вернули, хотя не в то время, как мы просили.
Но это было не все. Чуприяновка стояла, переходы не строились и электрички не все вернули. Жалобы продолжали поступать. В тот момент в Тверской области с визитом был тогдашний президент Дмитрий Медведев. Во время перелета на вертолете на Селигер Зеленин летел с ним. И там они обсуждали ряд вопросов, в том числе Зеленин рассказал и про перекрытые переезды, про отмененные электрички и т.д. Медведев удивился и сказал, что вроде бы проблема должна была быть решена. А через день Зеленину позвонил лично Якунин со словами: «Ты мне был друг, теперь вот больше нет».
Видимо, Медведев как-то резко выступил по итогам разговора с Зелениным. Но! Вопросы решились. Хотя и не все, но большая часть. Надеюсь, Андрей Шевелев тоже бьется за тверские электрички.
АВТОБУСЫ ПРОТИВ ЗАЙЦЕВ
Между тем губернатор Андрей Шевелев видит главную проблему… в зайцах.
– Мы просили перевозчика показать прибыль. Ее не так уж много, несмотря на приличный пассажиропоток. Дело в том, что билеты покупают 40 человек из 300. Встает вопрос, почему перевозчик так плохо контролирует проезд и теряет дополнительные деньги на прибыльных маршрутах? Мы – регион, не можем это контролировать, с другой стороны, перевозчик просит нас компенсировать убыточные направления.
Автобусы, по мнению губернатора, смогут победить зайцев, и окупаемость пригородных направлений повысится. Но кто такие зайцы? Злостные нарушители закона? Воры? Нет, это обычные студенты, школьники, рабочие, чей доход не превышает 12-25 тысяч рублей. Если при таком доходе честно платить за проезд в электричке, можно быстро ноги протянуть.
Чиновникам надо осознавать всю глубину проблемы и зреть в корень: создать рабочие места с нормальными зарплатами, а не с нищенскими подачками, и тогда народ не будет каждое утро мигрировать ради куска хлеба на сотен километров, перебегая из вагона в вагон от контролеров.
Без электричек увеличится отток людей с северо-запада региона. Немногочисленное трудоспособное население потянется в Тверь и Москву, предпочитая съемную квартиру дорогим и долгим поездкам на автобусе. С деградацией транспортной инфраструктуры скорее зачахнут мелкие провинциальные городки, поселки и деревни вдоль железной дороги. И, возможно, уже через несколько лет пассажиры междугородних направлений увидят из окон «Сапсана» мертвые силуэты домов с выбитыми стеклами.
Александр ВИНОКУРОВ, бизнесмен, владелец «Дождя», – о малой родине:
– Кстати, в Лихославле тоже отменили электрички. Весь первый курс, пока не дали общагу, я ездил в универ на электричке в Тверь каждый день. Думаю, что многие и сейчас так. И на работу в областной центр.
А в чем суть этого мероприятия с отменой электричек? Это компании «РЖД» надоело собирать дотационные деньги с нищих субъектов Федерации, и они решили таким образом пошантажировать правительство, чтобы получать дотации на пригородные поезда четко и быстро из федерального бюджета, так?
МАЛЕНЬКИЕ ЛЮДИ И БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ
15:24. Сажусь на электричку Тверь – Бологое. Возможно, это будет один из последних ее рейсов. Первое, что бросается в глаза: в отличие от московской ветки, здесь низкие платформы.
Люди стали карабкаться вверх по железной скользкой лестнице – это трудно, особенно пожилым. Хотя полная старушка с палочкой, несмотря на кажущуюся немощь, умудряется запрыгнуть в свой вагон. В тамбуре многолюдно и шумно. Несколько парней пьют крепкую «Охоту», передавая «полторашку» по кругу. Они знают, что этот рейс один из последних, эмоции выражают коротко и емко – русским матом.
Впрочем, заметив диктофон, они набирают полный рот пива и замолкают. Рядом Сергей Владимирович – фактурный двухметровый подполковник запаса Вооруженных сил – долго пытает меня вопросами, но потом все же высказывается:
– Они хотят убрать самые ходовые и оставить самые бестолковые электрички. Например, в 21:59 никто не поедет на электричке, выбрав таллиннский поезд. Пусть он дороже на 50 рублей, зато вы доедете за 1,5 часа вместо 4 часов.
Вагон электрички забит людьми. Сначала меня принимают за скомороха, из разряда поющих под гитару или продающих безделушки. Но потом народ начинает оживать:
– Это вообще невыносимо. Автобусы ходят два раза в день. А как ездить ученикам, студентам, рабочим, вот вы скажите нам, – видимо, женщина с Лихославля подумала, что я не журналист, а депутат. Разговор зашел о петиции
– Да какая петиция! – возмущается Аня, девушка работает в Редкино, если расписание изменится, она не сможет добираться на работу.
– Получается, что Бологое, Спирово, Вышний Волочек, Лихославль отрезают, – возмущается Анастасия из Волочка. – А ведь мы все ездим на работу либо в Тверь, либо в Москву. Людей оставляют без работы, видите ли, губернатор решил, что они будут ездить на автобусе. С Волочка только два автобуса идут на Тверь, как мы поместимся все в два автобуса?
– Народ отупел совсем от цен, от всего, – выкрикивает кто-то из пассажиров.
– Дорошиха, – объявляет диктор. Выхожу на платформу, перехожу на другую сторону и сажусь на электричку Бологое – Тверь (12:10), также, видимо, последнюю.
– У меня работа в Твери и Бологом. Не знаю теперь, что делать… За стариков обидно, воевали-воевали. Буду перекрывать движение, – громко сообщает Денис Пелевин, он взглядом ищет единомышленников в вагоне:
– Ребят, вы меня поддержите?
– Да, – кричат люди, в основном молодежь.
Входит контролер, никто не бежит. Удивительно, но за две остановки до Твери заняты 2/3 сидячих мест, а нам говорят, что перевозки по маршруту Тверь – Бологое нерентабельны.
– Я живу в Крючкове, – рассказывает парень в синей кепке, – и каждый день езжу на учебу. А теперь с 14:00 до десяти вечера я буду ждать электричку. Мы хотим изменить ситуацию… Но не знаем, к кому обращаться, у нас нет компетенций. Там большие деньги, а мы маленькие люди.
Электричка прибыла в Тверь, и я бегу вслед за работниками РЖД. Не все хотят делиться сокровенным с прессой.
– Кассиров на станции будут сокращать, вагонных кассиров перебросили на Москву. Недовольство выразишь – уволят. Что ж, будем работать по 20 часов. Слух идет, что Шевелев создает эту ситуацию искусственно, кому-то приплачивает, – предполагают кассиры Люба и Юля.
«Мы не форсируем события»
Елена ГАРАНИНА, начальник отдела управления и эксплуатации ОАО «Тверьавтотранс»:
– В конце января областное Министерство транспорта обратилось к нам с коммерческим предложением по запуску автобусов на маршрутах. С 1 февраля ОАО «Тверьавтотранс» запустил три рейса по маршруту Тверь – Бологое и два рейса по маршруту Тверь – Спирово. Для обкатки маршрута мы выставили 4 автобуса. Но в связи с отсрочкой, которую сегодня дает ОАО «МТ ППК», мы также не форсируем события. С 3 февраля по 15 февраля автобусных рейсов в Бологое и Спирово не будет.
– Андрей Шевелев говорил о дотациях автоперевозчикам. Обещал ли он поддержать ОАО «Тверьавтотранс»? Может быть, компании дадут новые автобусы, ведь нагрузка ждет очень большая?
– Губернатор обещал дотировать перевозки. О новых автобусах разговора не было. Автобус не сможет полноценно заменить электричку, так как наши маршруты проложены там, где есть асфальтированные дороги. Станции вдоль железных дорог останутся неохваченными, пока к ним не проведут дороги.
– Каково качество районных дорог?
– В Спирово дорога удовлетворительная, в Бологом плохая. Министр транспорта Суязов обещал решить вопрос с чисткой и с ремонтом автодорог.
Павел КИРИЛЛОВ