Пустая улица моя

10.02.2015, 13:37

Трехсвятскую «зачищают» под наружную рекламу?

Так было...

Улица Трехсвятская всегда была культурным и туристическим центром Твери, местным Арбатом. Здесь стояли палатки с сувенирами и картинами, здесь встречались актеры, преподаватели университетов, поэты, писатели…. Сейчас этот творческий Клондайк медленно, но верно уничтожают. С улицы убрали палатки с сувенирами и подарками и даже главный символ Трехсвятской – старый трамвайный вагончик, любимый многими жителями. «Караван+Я» спросил у экспертов, кому это надо и какой на самом деле должна быть пешеходная улица

 

«ХУДОЖНИКОВ ПОКА НЕ ТРОНЕМ»

 

– 20 лет на Трехсвятской организованно стояли художники и палатки с сувенирами. Все только были рады тому, что в Твери есть свой Арбат, – рассказывает Олег Хомутов, директор некоммерческой организации «Палитра», куда входят художники и продавцы сувениров. – Власть всегда шла нам навстречу. У нас даже был заключен бессрочный договор о том, что мы имеем право стоять на Трехсвятской, устраивать выставки и так далее. В январе этого года к нам пришли представители администрации города и сказали: «Сувенирные палатки убирайте на бульвар Радищева». Нам не предъявили ни постановлений, ни других официальных документов. Причем на Радищева палатки отправили до лета, до начала работ по его реконструкции. А потом мы не знаем, куда нас выгонят.

Один раз мы решили ослушаться и поставили палатки на Трехсвятской. К нам пришли представители администрации, но уже с муниципальной полицией, утверждая, что у нас нет никаких разрешительных документов.

Мы пытались выяснить ситуацию у мэра Твери Александра Корзина, но никаких ответов не получили. За один день мы составили письмо с просьбой вернуть сувенирные палатки на Трехсвятскую, приложив все документы и копии договоров. Нас отправили к сити-менеджеру Тимофееву, но пока никакой реакции нет. Наша организация жила, считай, только с продаж сувениров. Художников оставили на месте, но с многозначительным уточнением: «Пока художников не тронем».

Продавцы бывших сувенирных палаток на Трехсвятской – это матери-одиночки, инвалиды, которых в силу возраста и других причин уже не возьмут на другую работу. Сегодня, по их словам, после переезда на бульвар Радищева их продажи приблизились к нулю. Дневная выручка порой не превышает 100 рублей. Тем более Радищева – это традиционная прогулочная зона, где люди совершают променад с детьми или собаками. Палатки, теснящиеся на бульваре, им, конечно, мешают.


НП «Палитра» много лет держала Трехсвятскую «в своих руках»: незаконных торговцев, цыган тактично прогоняли, опираясь на договор с администрацией; зимой нанимали дворников, чтобы расчистить снег. Сейчас организацию потеснили, и какова дальнейшая судьба самой известной тверской улицы – пока неизвестно. Ясно одно: администрация расчищает Трехсвятскую под какие-то свои нужды.

 

…И ВДРУГ ПРОПАЛ ТРАМВАЙЧИК

...так есть...

5 февраля вслед за сувенирными палатками с Трехсвятской исчез один из неофициальных символов города – трамвайный вагончик. Администрация города признала его «нестационарным торговым объектом», и хозяин вагончика – жена бывшего заместителя мэра Твери Олега Кудряшова – решила увезти его в Москву.

Жители Твери, которые считают трамвай брендом Твери, устроили «ВКонтакте» голосование на тему покупки старого трамвайчика с Трехсвятской. Активисты предлагают собрать на него деньги «всем миром» и проводят своеобразную перепись готовых вложиться в покупку. Ситуацию комментируют тверские урбанисты.

 

 



«Трехсвятской не хватает мебели и функций»

 

Никита МАЛИКОВ, архитектор:

– Для начала стоит определиться с терминами. Трехсвятская улица – это широкий тротуар в красивой исторической части города. Назвать ее центральной пешеходной улицей так же тяжело, как тяжело назвать пустую комнату с красивыми обоями и кучей рекламных брошюр на полу – уютной спальней. Трехсвятской не хватает «мебели и функций».

Сама по себе улица не представляет интерес для длительных прогулок более 5 минут. Она скучная, без очагов притяжения, без уютных приятных сюрпризов и мелочей, на улице попросту нечем заниматься. Давайте будем реалистами: многомиллионные вложения из казны города в реконструкцию рассматривать не будем, в стране кризис. На данный момент я вижу один более-менее реальный вариант по улучшению улицы только при помощи частных инвесторов.

Необходимо создать льготные условия и сделать огромный пешеходный бульвар с множеством кафе, ресторанов и баров. С уютными летними верандами, несколькими маленькими сценами, детскими и спортивными площадками, летним кинотеатром. Все должно функционировать до поздней ночи. Огромная конкуренция между ресторанчиками побудит их к созданию все более ярких концертов, рекламных кампаний и акций. Хозяевам придется каждые несколько месяцев придумывать новые развлечения для посетителей. Это сильно оживит улицу, создаст на ней настроение постоянного праздника.

Также периодические ярмарки продуктов с ферм позволят поддержать региональных производителей. Разумеется, все должно проходить под достаточно жестким контролем властей. Нельзя допускать изменение фасадов исторических зданий, все временные конструкции должны быть выполнены в едином стиле, летние веранды не должны затруднять движение людей по улице, вопрос парковки требует тщательной проработки.

Самое сложное – придумать механизм функционирования улицы: льготы в обмен на обязанность ресторанчиков содержать на балансе инфраструктуру.



 

«УЛИЦА ДОЛЖНА ПРИТЯГИВАТЬ ПОТОКИ»

...и так будет всегда?

Александр Егоров, руководитель тверской общественной организации «Лаборатория Удобный город», автор блога «Пробок.Нет Тверь»:

– Вагончик признан горожанами символом Твери. Не зря его демонтаж вызвал крайне негативный отклик в соцсетях. Аналогично и с сувенирными палатками. Все это происходит оттого, что к управлению городом пришла неместная команда из Западной Двины, которой чужды прошлые устои и привычки, значимые для наших горожан.

С урбанистической точки зрения также сделали плохо. Чтобы притягивать максимально возможные пешеходные потоки, пешеходная улица должна быть привлекательным интересным местом. Следовательно, надо создавать точки притяжения, а не уничтожать их. Убрали вагончик и палатки – на две точки притяжения стало меньше, что, конечно, не поспособствует развитию туризма в зоне исторического центра.

Есть предположение, что Трехсвятскую кто-то в верхах «зачистил» под свою фирму, занимающуюся наружной рекламой. Только все обрадовались исчезнувшим рекламным тумбам в центре улицы – спустя неделю появились новые тумбы, не меньшие, чем раньше.

 

«ГОРОД ДОЛЖЕН БЫЛ ВЫКУПИТЬ ТРАМВАЙ»

 

Павел ИВАНОВ, «Тверские своды»:

– Увезенный с Трехсвятской трамвай не был объектом культурного наследия. Да он и трамваем-то историческим был с большой долей условности. Это была стилизация под исторический трамвай Твери-Калинина века XX.

Стоял он там, где изначально (с того самого 1902 года, когда открылось в городе трамвайное движение) были рельсы городской железной дороги. В этом и была фишка трамвая на Трехсвятской: он обозначал «место трамвая» в Твери – почетное, надо заметить, место. Этот трамвай стоял на историческом «первом» маршруте (от станции Тверь до губернской земской больницы), хотя так вышло при выборе места для этого трамвая, вероятно, случайно.

Можно сколь угодно говорить, что он был частной собственностью, что собственник, конечно, подпадает под правила благоустройства, что выглядел вагон не лучшим образом и т.п. Поздно. Город не имел право такой объект сносить. А в идеале – был обязан выкупить.

Если бы в администрации поняли вовремя, что параллельно всем официальным памятникам сформировался памятник неофициальный, но более подлинный, чем конные статуи и бюсты.

Екатерина СМИРНОВА

63 0
Лента новостей
Прокрутить вверх