В Твери прошел концерт Игоря Растеряева
Третий по счету тверской концерт Игоря Растеряева прошел в ДК «Пролетарка». Театральная обстановка зала, где лишь одни сидячие места и нет танцевального партера, поначалу сковывала зрителей. Правда, особо эмоциональные вставали с кресел и пританцовывали под задорную гармошку. Растеряева приветствовали очень тепло, он ответил тем же: играл и пел так истово, что несколько раз ему приходилось вытираться полотенцем.
Бард исполнил свои самые известные песни. «Комбайнеров», как и положено, сыграл несколько раз. Но все же уклон в этот вечер был сделан на лирические композиции – размышления о родной стороне «Веселей», о жизненном пути «Безрукавочка», о смысле жизни «Ходики» и о том, как в этом мире не сгинуть по-глупому «Ромашки». Этот концерт был презентацией нового альбома «Рожок», где сразу пять новых треков. Песня «Рожок» погружает нас в атмосферу Первой мировой войны, она была написана в 2014-м – в год столетия со дня ее начала.
Где-то меня пуля секанет —
Через час, через год…
А вокруг никто и не поймет,
Что не я свалился в колоски,
Что не я – это мир распался
на куски.
Новая военная песня «Курган» исполнена дуэтом с Елене Гвритишвили о Сталинграде (Волгограде) – боевом и современном. Песня о героях, оставшихся на поле боя в виде каменных монументов, и о том, что ветераны, к сожалению, не бессмертны:
Растеряев показывает в «Кургане» Родину-мать не как символ освободительной войны, а как гарант мира:
То, что меч огромный нужен ей
Не за тем, чтоб где-то люди
ужаснулись,
А держать повыше от людей –
Чтобы никогда не дотянулись.
Концерт Растеряева не обошелся без анекдотов и баек:
– Надо сказать, что первыми слушателями песни «Рожок» оказались браконьеры, которые ставили на реке Медведице сети. Уже через 3 часа они мне заорали:
– Игорь, ты нам всю рыбу распугаешь!
А Леха Ляхов им:
– Ребята, искусство требует жертв.
На что рыбаки ответили:
– Но почему жертвы мы? Раз рыбу распугал, так пой что-нибудь другое.
В финале Игоря вызвали на бис, он снова спел «Комбайнеров», «Звонаря», «Русскую дорогу», «Рожок». Народ вскочил со своих мест, подошел ближе к сцене и пустился в пляс. Логично, что заключительной песней стала «Плясовая»:
Эх, едрить-колотить!
Надоело горевать да грустить!
Надо песню сочинить, написать,
Чтобы просто под нее танцевать.
Мне удалось поговорить с несколькими фанатами творчества Растеряева. 40-летние мужики зажигали весь концерт: горланили песни, подсвистывали и плясали под гармошку. Один из них, Сергей, пришел на концерт в свой день рождения:
– Вы спрашиваете, что для меня эти песни? Да их знаю наизусть!
Когда счастливый народ схлынул, Игорь не отказал журналистам в небольшом интервью:
– Почему вы назвали последний альбом «Рожок»?
– Все просто. Название нужно было выбрать из четырех самых последних песен, потому что остальные уже были в Интернете. Из «Плясовой», «Кошки Муси», «Дальнобойной» и «Рожка» я выбрал самую глубокую. К тому же рожок сочетается в этом альбоме со звонарем. Рожок, колокол – они призывают нас к действию, к внутренним решениям.
– На всех афишах и в новых клипах вы с густой бородой и длинными усами. Это сценический образ? И почему вы решили ее сбрить?
– Это лень-матушка, а потом мне стало интересно, какой будет борода, если ее долго не брить. В общем, я не брился лето и половину осени.
Растеряев написал последние четыре песни из альбома за сутки. Он признается, что творить получается только в Санкт-Петербурге.
– Не помню, чтобы в Раковке у меня сочинялись песни. Мелодия была, но все тексты были написаны на 15-м этаже панельного дома в Питере.
– Как простые люди из села реагируют на какие-то кризисные вещи, курсы валют и прочее?
– Последний раз я был там в октябре и ничего не заметил, кроме того, что там 15 октября было + 20. Я ходил в одной майке, ловил рыбу и ездил на мотоцикле. Лето там шло полным ходом. А так они не запариваются, живут проще нашего. Кто-то получает пенсии, почти у всех хозяйство: картошка, коровка. Иногда непонятно, за счет чего там живут люди, вроде и без денег, но все равно здравствуют. У вас-то, конечно, суровее.
Павел КИРИЛЛОВ