Почему был отменен митинг работников ТВЗ
Митинг тверских вагоностроителей 20 февраля, на который планировало выйти 3000 человек, так и не состоялся. Вместо него депутаты от КПРФ собрали на площади Славы скромную группу людей, переживающих за судьбу ТВЗ и других тверских предприятий, и в камерной обстановке, под шум снегоуборочной техники, произнесли боевые речи.
СТАРЫЕ И НОВЫЕ «ОБЕЩАЛКИ»
Напомним, в ноябре 2014-го, из-за угрозы сокращения и низкой загрузки производственных мощностей, профком ТВЗ уже анонсировал крупный митинг. Но тогда руководство завода, региональные власти и руководство «Трансмашхолдинга», куда входит ТВЗ, сыграли на опережение, пообещав не сокращать работников и найти заказы на 2015 год. На том и разошлись. Довольные сотрудники поверили, что их начальство, власти и руководство холдинга умеют держать слово. Митинг – 2014 отменили.
Однако феврале 2015 года рабочих вагонзавода поставили перед фактом: «Заказов нет, будем сокращать 1967 человек». Последовали новая волна негодования и анонс нового митинга. На этот раз на митинг собиралось выйти аж 3000 человек, вагоностроителей хотели поддержать и другие тверские предприятия. Вот какие объявления ходили по Интернету:
«Работники Тверского вагоностроительного завода, который находится едва ли не на грани полного закрытия, во второй раз за последние 3 месяца собираются выходить на митинг против массовых сокращений на производстве. Декабрьские «обещалки», в которые рабочие поверили, ни к чему не привели – кризис предприятия только усугубился и к лету текущего года обещает стать критическим».
На решительный призыв отреагировали не только журналисты, но и областные чиновники, а также представители ЗАО «Трансмашхолдинг» и ОАО «Федеральная пассажирская компания». 18 февраля лица, не заинтересованные в лишнем шуме, – гендиректор ТМХ Андрей Андреев, гендиректор ТВЗ Андрей Соловей – организовали приватную встречу с активистами профкома в ДК «Металлист».
Директора обрисовали глобальную картину стагнации российской экономики: мол, сейчас всем тяжело, особенно министрам, которые могут и обидеться, если рабочие выйдут на митинг. Андрей Соловей намекал на «выгоды», если профком проголосует за «альтернативу» – то есть за возможность закрытой встречи рабочих на западном трансбордере КМС, вмещающем несколько тысяч человек, с депутатом Госдумы Владимиром Васильевым, замминистра промышленности и торговли Андреем Дутовым, губернатором Андреем Шевелевым, председателем профкома Лидией Жарняк, гендиректором «Трансмашхолдинга» Андреевым и представителем ОАО «Федеральная пассажирская компания». При этом обещали сократить не 1967 человек, а «всего» 800 и оплачивать простой согласно 2/3 от среднего заработка.
В итоге 35 из 40 человек актива проголосовали за «альтернативу», отдав на заклание 800 своих коллег. Впрочем, даже если бы митинг состоялся, не факт, что на него пришли бы все желающие. По слухам, администрация завода выпустила приказ о запрете брать отгул или административный отпуск 20 февраля.
«АКТИВИСТОВ МАРИНОВАЛИ 4 ЧАСА»
Новость о закрытом заседании и его итогах вызвала целый рой комментариев в Интернете:
abeltv: А 800 человек – это не люди?! Это так, «разменная монета» в политических играх РЖД и Трансмашхолдинга с Уралвагонзаводом – владельцев ТВЗ!
kuno73: Я же говорил, что затяжка с митингом профсоюзными лидерами делалась специально, чтобы провести несколько пустых совещаний для создания видимости того, что власть и собственники заботятся о заводе. Задача для них была наиглавнейшая – не допустить митинга. Обратите внимание, что на митинг не приглашены областные и федеральные СМИ. Такой междусобойчик проведут и разбегутся.
Leonid84: Вот и вся суть психологии людей… Лишь бы не я и лишь бы дядя сверху не обиделся… Печально… слили ТВЗ… Я бы на месте работников все равно бы на митинг вышел, тем более он вроде как уже согласован.
romflyag: Работники ТВЗ (точнее, профсоюз) сдали завод, проголосовав за альтернативный путь (хотя понятно, что такого не существует). Все здравомыслящие люди понимают, что сегодня 800, а завтра остальных отправят.
Что толку от этих бесконечных совещаний. Работники ТВЗ – бессловесные рабы. Даже просто постоять 1 час на митинге (для 99,9% просто постоять без последствий) вызывает неприязнь. Значит, их все устраивает, и действия власти полностью оправданы. Только потом не надо сопли распускать.
Депутат Заксобрания Тверской области Артем Гончаров по поводу ситуации на вагонзаводе дал комментарий телеканалу «Дождь» и другим СМИ:
– На рабочих и профком оказывалось давление со стороны руководства предприятия и холдинга. Активистов мариновали 4 часа, уговаривали, предлагали. В результате они поверили и приняли такое решение. Если в 2009 году рабочих и профсоюз обвиняли в экстремизме за листовки «Мы не хотим платить за ваш кризис», то сейчас главный рычаг руководства состоит в том, что «чем больше возмущаетесь, тем скорее вас сократят». Народ просто запугали. Страх потерять рабочее место – главный критерий при принятии решения. На заводе работают семьями, династиями. Зарплаты более 25 тысяч рублей, у многих кредиты, ипотеки, и это бьет по рабочим семьям.
«СОКРАЩАТЬ БУДУТ МОЛОДЫХ»
19 февраля на сайте администрации Твери появилось сообщение об отказе от проведения митинга ОАО «ТВЗ» 20 февраля. Организаторы митинга ссылались на решение профкома. А на самом заводе прошла «долгожданная встреча» руководителей завода, холдинга, области с рабочими. Шевелев, Васильев, Андреев, Соловей и другие высокопоставленные лица выстроились на желтом трансбордере. Они возвышались над работягами в белых и оранжевых касках, обещая вывести завод из тяжелого положения.
– Уверяю вас, региональные власти окажут всеобъемлющую помощь по переобучению сокращенных работников ТВЗ. Специалисты из службы занятости буду помогать с поиском работы. Такие профессиональные кадры не будут выброшены на улицу. Работа ведется на всех уровнях ежедневно и ежечасно, – уверил всех Андрей Шевелев (напомним, за 3,5 года у власти он так и не смог вывести тверской вагонзавод из кризиса, отделываясь пустыми обещаниями. – Прим. ред.)
Однако кроме ТВЗ от такой социальной помощи не отказались бы работники МУП «ГЭТ», ОАО «Центросвармаш» и других предприятий.
– Вы слышали о плане действий и о том, что было совещание у вице-премьера, у министра промышленности и у помощника президента. Мы искали ресурс везде, где только могли. Вы очень современное предприятие, мы связываем с вами будущее, – высказался Владимир Васильев.
Политики и чиновники поминутно употребляли слово «кризис». Однако, заметим, несмотря на финансовые трудности, огромные деньги выделяются на ура-патриотические мероприятия вроде «Антимайдана». Люди соглашались, спорили, посмеивались над речью высоких лиц. Но уже скоро каждый девятый из них будет искать себе работу.
Одна из сотрудниц ТВЗ, входившая в число «1967», но не входящая в число «800» рассказала «Каравану» о кадровой политике на предприятии:
– Сокращать будут прежде всего молодых специалистов. Пенсионеров 60-64 лет оставят, так как они ветераны труда плюс у них высокая квалификация и якобы высокая производительность. Возможно, хотят оставить более лояльный контингент, чтобы не возникали мысли о митингах и стачках.
ТВЗ БЕРУТ ИЗМОРОМ
Вместо митинга 20 февраля председатель профкома Лидия Жарняк и генеральный директор ТВЗ Андрей Соловей встретились с прессой и сделали ряд официальных заявлений постфактум.
– Объем заказа на 2015 год составил всего 50% от уровня предыдущего года, что заставило меня идти на крайние меры: вводить режим простоя с 9 февраля по 10 марта и планировать сокращение персонала, – объяснил Андрей Соловей. Он отметил, что работы по обеспечению загрузки завода не прекращались.
– Главной целью всех действий профкома было привлечение внимания к проблемам завода и важности сохранения коллектива. В итоге вопрос государственной поддержки пассажирского вагоностроения сдвинулся с мертвой точки. Андрей Андреев заверил, что вопрос о размещении на ТВЗ заказов почти решен и что в 2015 году завод будет работать, в том числе осваивая производство электропоездов, – высказалась Лидия Жарняк.
Ровно год назад с ТВЗ сократили 717 человек, на этот раз – 800. Почему в списках на сокращение нет директоров заводов или холдингов, ведь они виноваты больше, чем простые сварщики, монтажники и маляры? Высокие начальники как огня боятся шумихи. Сейчас, «урегулировав» вопрос и переступив через 800 судеб, они продолжат сидеть в своих кожаных креслах. Согласно опасной тенденции, сокращения на заводе продолжатся – вплоть до окончательного банкротства. Рабочие останутся на улице, директорам подыщут теплые места на других заводах.
Что будет с рабочими ТВЗ, когда через 4 месяца закончится план на изготовление 300 вагонов? Как будет работать антикризисный правительственный план? Ответ прост – наверное, снова сокращение, ведь ничего другого вице-премьеры, подобные Дворковичу, придумать не могут. Если бы не резкость Путина (напомним, на прошлой неделе президент раскритиковал вице-премьера за формальный подход и повышение тарифов на пассажирские перевозки), не ходили бы электрички сейчас на Бологое или платили бы за проезд в них по тройному тарифу. Поэтому «очередной план» по развитию завода, скорее всего, окажется провальным. Такими темпами ТВЗ может сжаться и вовсе до 1000 человек, несмотря на современное оборудование и концепцию управления «Бережливое производство». Кажется, что ТВЗ берут измором, откусывают каждый год по маленькому кусочку в 700-800 человек.
Похоже, российские вагоны монополисту ОАО «ФПК» и Министерству транспорта не нужны – деловые связи с иностранными производителями куда интереснее. Не случайно министр Максим Соколов бросился защищать140 испанских вагонов, ссылаясь на контракт, заключенный еще в 2011 году. Понятно, что испанские вагоны не сравнить с вагонами ТВЗ – это XXI век, а не 70-е годы XX столетия. Но кто мешал собственникам модернизировать производство на Тверском вагонзаводе?
АО «Трансмашходинг» активно сотрудничает с французской компанией «Alstom Transport», а в совет его директоров входят не только россияне, но и иностранцы – Анри Пупар-Лафарж, Бернард Гонне. Кроме того, все обыкновенные именные акции ЗАО «Трансмашхолдинг» принадлежат компании Брейкерс Инвестментс Б.В. (The Breakers Investments B.V., номер BV 1333879, зарегистрирована в Торговом реестре Торговой палаты города Амстердам 29.08.2005 г. за номером 34232156). В современном мире, в век глобального движения капиталов, это нормально. Но почему-то возникает такое чувство, что отечественное вагоностроение умышленно губится в угоду французским, испанским и другим зарубежным производителям.
P.S. Помимо ТВЗ, загибающегося по причине недостатка заказов, в Твери есть замечательное предприятие – МУП «ГЭТ», которое выживает из последних сил в надежде на спасение: у них устаревший парк трамваев, изношенные рельсы и инфраструктура. Неужели Шевелев, Корзин и Тимофеев не могут договориться и заказать у ТВЗ хотя бы десяток новых трамваев? Тем они реально поддержали бы ТВЗ (хоть на какое-то время), а заодно решили транспортные проблемы города. Но, похоже, наши чиновники не ищут реального выхода: играть в «обещалки» для них куда проще, да и привычнее.
Павел КИРИЛЛОВ