«Поручик Ржевский – не просто бабник»
В свет вышла книга о знаменитом гусаре
В январе крупнейшее издательство России «Эксмо» выпустило любопытную книгу тверского писателя и журналиста Евгения Новикова о поручике Ржевском «Дневник последнего любовника России. Путешествие из Конотопа в Петербург». «Караван+Я» поговорил с писателем о высокой любви и скабрезных анекдотах
«РЖЕВСКИЙ ПОХОЖ НА ОНЕГИНА»
– Евгений, как вам пришла идея создания книги?
– История появления книги такова. Несколько лет назад мой школьный приятель, который неоднократно заявлял, что он является потомком известного поручика Ржевского, принес мне удивительную рукопись XIX века (я показывал бумагу специалистам, они подтвердили ее подлинность). В бумаге рассказывается о похождениях некого гусарского поручика – любовные похождения, пирушки и прочее. Естественно, рукопись находилась в достаточно разрозненном состоянии – листы были перепутаны, местами залиты какими-то горячительными напитками. На основании записей этого неизвестного поручика я и начал составлять книгу. В значительной части она была реконструирована, некие места удалены, что-то было добавлено. Композицию я выстроил по-своему. Получился дневник некого человека, живущего в XIX веке.
– Мы знаем, что это только первая книга и вы планируете написать еще три.
– Действительно, это только первая книга о жизни поручика. Следующая будет называться: «Дневник последнего любовника России. Ярославская Мазурка». Рукопись уже мною обработана, планируется издать все части на основе путешествий поручика по различным городам России.
– О чем же все-таки рассказывается в первой книге?
– Некий безвестный гусарский поручик или, возможно, это действительно Ржевский, если считать его реальным историческим персонажем (имени в рукописи не встречается), отозван со службы в Конотопе, он отправляется в столицу, а по дороге у него уже случаются различные приключения в Брянске, Москве, Твери, Торжке, Вышнем Волочке, Новгороде и т.д. Это дневник, любовный роман, приключенческий роман – такой синтетический жанр.
– Но в своей книге вы хотели показать поручика Ржевского, героя пикантных анекдотов, в абсолютно новом свете?
– Да, это не просто Ржевский – бабник и кутила, представленный в анекдотах, которые не рассказывают в приличном обществе. Он образованный (все-таки тогда учили многому тому, чему большинству неведомо: языки, этикет, рисование, стихосложение и т.д.). Он тонкий философ, который хочет осознать, что такое жизнь, он ищет высокую любовь в надежде, что она изменит его жизнь. Это благородный человек, в какой-то мере, как Онегин Пушкина или Печорин Лермонтова. Это не вульгарный гусар – мой поручик искренний патриот, он открыт и простосердечен, что подкупает читателя.
«КРИМИНАЛЬНОЕ ЧТИВО» ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗЛИВА
– Образ поручика основан только на его рукописи или отпечаток наложил и фольклор, и кино про Ржевского?
– К кинематографическому образу мой герой не имеет никакого отношения. Поручик Ржевский стал популярен как герой анекдотов именно после выхода «Гусарской баллады». Но появление анекдотов было ответом на морально-этическую пропаганду тех времен. Настоящий же поручик оказался человеком более глубоким, более интересным, более ярким. Дистанция между Ржевским, которого сыграл Юрий Яковлев, и Ржевским в книге – огромна, они разные люди. У читателей есть шанс узнать о поручике не понаслышке, не со стороны, а из его собственных заметок.
– То есть ваша книга – это больше философия?
– Для любителей «клубнички», я думаю, она не подойдет: это все-таки другой жанр. Конечно, рукопись переполнена всяким амурными похождениями, пирушками, карточными играми, но это не просто антураж, а способ более глубокого изображения характера.
Во время любовных похождений, как и во время военных действий, человек раскрывается ярче, поэтому они так важны для книги. Так что это не просто развлечение, это еще и некое психологическое исследование, философия. Моя книга про поручика играет такую же роль в литературе, как в кинематографе «Криминальное чтиво», так как это новый, метафорический взгляд на жизнь, на ее обстоятельства. При этом даже неважно, в каком веке развиваются действия – в любое время человек остается человеком. Те, кто читал книгу, говорят, что она вдохновляет: хочется пуститься по жизни галопом, кто-то сравнивает поручика Ржевского с Казановой…
– Все-таки книга затрагивает и историю России…
– Для того чтобы понять, как люди жили в России XIX века, мне пришлось изучить немало источников. Важно было понять не только бытовую, но и психологическую составляющую. Мы, например, читаем у Пушкина «Барышню-крестьянку» и не представляем, насколько велика тогда была разница между барином и крестьянином. Для нас это, как если олигарх влюбится в секретаршу, а в XIX веке пропасть была гораздо шире. Это нужно было учитывать.
Анекдоты о Ржевском
– Правда ли, поручик, что вы стрелялись из-за женщины?
– Да, я стрелялся из-за женщины, а корнет Оболенский из-за дерева.
***
– Поручик, вы трус и подлец! Я вызываю вас на дуэль! Какое оружие выбираете? Шпагу или пистолет?!
– А вы?
– Я – шпагу!
– Тогда я – пистолет.
***
– Поручик, кого вы больше любите – женщин или лошадей?
– Видите ли, господа, если бы не лошади – я бы не успевал ко всем дамам, у которых имею успех. А если бы не было дам – так и ехать вроде как некуда…
***
Поручик Ржевский говорит:
– Вчера я был у графини. И неожиданно пришел ее муж.
– Ну и что же вы? Что вы сделали?
– Защитил честь офицерского мундира.
– Как это?!
– Перебил всю моль в шкафу.
***
Подрядился однажды поручик Ржевский заменить больного актера в спектакле. Доходит дело до момента, когда он по сюжету разговаривает с дамой и она спрашивает:
– Граф, почему вы до сих пор не женаты?
Ну, Ржевский чует – забыл текст. Смотрит на суфлера. Суфлер шепчет, что надо дальше делать: «Медленно встает…»
Ржевский: – Почему-почему! Встает медленно, вот почему!
«РЖЕВСКИЙ ХОРОШО ПОКУТИЛ В ТВЕРИ»
– Вы опирались на свой личный опыт, когда описывали любовные похождения поручика?
– Говорят, что, когда художник рисует портрет, он рисует себя. Конечно, я писал о похождениях Ржевского не в безвоздушном пространстве. Разумеется, я не отражал собственные биографические моменты, но понимание жизни и некоторых ее моментов я частично отразил, безусловно, свое.
– Какие иллюстрации используются в книге?
– Это рисунки самого поручика, найденные в его записях. Они по меркам XIX века зачастую из разряда «на грани».
– А можно ли поручика назвать героем своего времени?
– Думаю, он герой не только XIX века. Он герой нескольких времен. В литературе существуют два типа героя: Дон Кихот (он живет вовне) и Гамлет (живет внутренней жизнью). Остальные герои – это их модификации. А Ржевский – герой нового третьего типа, он как китайский дракон, от которого не знаешь, чего ждать.
– Некоторые события книги происходят в Тверской области…
– Да, и это будет очень интересно для тверского читателя. В самой Твери у поручика немало приключений случается. У него здесь завертелся роман с некой купчихой-вдовицей, здесь он вообще хорошо погулял: переправлялся с цыганами на ту сторону Волги, с ними был медведь, который, напившись пива, раздухарился и перевернул лодку… В книге представлена и набережная Волги, и гостиница Гальяни, где когда-то останавливался Пушкин. Затем поручик отправляется кутить в Торжок. Это уже другая история.
– Где в Твери можно купить книгу?
– В «Фолианте», в «Слове», но проще всего заказать на «Озоне», стоит она с доставкой около четырехсот рублей.
Екатерина СМИРНОВА