На этой неделе начался Великий пост. Время покаяния и углубленного изучения себя. Возможно, что этот пост принесет некое внутрицерковное обновление в Тверской епархии.
Так, ходят настойчивые слухи, что кулуарно сам митрополит Тверской и Кашинский Виктор сказал, что может нас покинуть к Празднику. Не знаем, правда ли это, но владыке действительно в этом году исполняется 75 – возраст, когда архиереи пишут прошение на покой.
Многое всплыло наружу, когда настоятелем храма Трех исповедников вместо хорошо известного тверитянам о. Александра Шабанова стал приехавший из Смоленска и быстро сделавший карьеру при владыке Викторе иеромонах Иаков (Степкин).
«Смиренный» монах умудрился в короткий срок в буквальном смысле этого слова подраться со старостой (Еленой Губановой), делопроизводителем (Татьяной Деминой) и работницей церковной лавки (Галиной Абшилава). Дальше были какие-то фантастические с точки зрения отношений работника и работодателя события: уволенным по необъяснимым причинам женщинам не отдавали личные вещи, лежавшие на работе, трудовые книжки и т.д. В процессе эскалации конфликта от цепких рук отца настоятеля был спасен мальчик Гоша (не хотелось бы касаться этой темы, но, увы, этого греха, вскрытого в блоге диакона Кураева, знаменитый Степкин тоже оказался не чужд).
И то, что десятилетиями тлело под спудом в Тверской епархии, благодаря Степкину вдруг оказалось в объективе внимания общества, СМИ, правоохранительных органов. Если сначала полицейские, судьи, сотрудники прокуратуры думали, что в церкви априори работают святые люди, то сегодня они начинают понимать, чем отличается Церковь в духовном смысле этого слова от вполне земной организации, которая должна платить налоги, зарплату своим сотрудникам и т.д.
На прошлой неделе по делу «уволенные женщины против Степкина» должно было состояться заседание церковного суда (есть такая инстанции в митрополии). Перед судом была попытка встречи председателя церковного суда протоирея Анатолия Волгина с пострадавшими. Но, по словам бывших работниц храма, желания разобраться в ситуации они не увидели. Письмо с вызовом на церковный суд пришло через день после того, как он должен был состояться, поэтому они на этот суд не пошли. Вместо этого женщины пошли в УМВД по Тверской области и написали заявление о том, что о. Иаков украл их вещи (а как иначе назвать нежелание отдавать личные вещи бывших сотрудников в течение двух лет?).
Степкин, в свою очередь, пытается очернить самих пострадавших женщин, а также автора статей об этой истории в газете «Караван+Я». От Елены Губановой демонстративно, как бы под запись, отрекся по телефону бывший муж, ныне архимандрит, наместник Нило-Столобенской пустыни о. Аркадий (Губанов). По разным инстанциям разослано письмо «от других прихожан Трех исповедников» – дескать, Степкин подвижник благочестия, а мы – плохие православные.
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. К сожалению, подобные неприятные истории в церкви участились. Протодиакон Андрей Кураев, интервью с которым готовится к следующему номеру газеты «Караван», говорит о том, что в РПЦ пришли жесткие 35-летние ребята с окраин, за деньгами и карьерой. «Вам еще брежневский старичок Виктор покажется святым на их фоне», – предостерег о. Андрей.
Подробности – в новом номере газеты «Караван+Я».
Мария ОРЛОВА