Недобросовестные коллекторы активизировались особенно в последнее время, что связано, очевидно, с экономическим кризисом и большой закредитованностью граждан. «Караван» на этот коллекторский бум отреагировал статьей «Кредит недоверия», а судебные приставы собрали пресс-конференцию на тему «Как вести себя с коллекторами».
– Правом взыскивать задолженность с должника обладают только уполномоченные государственные органы (Федеральная служба судебных приставов) и в установленном порядке. Коллекторские агентства не обладают правом взыскания. Они вправе лишь вести переговоры. Более того, коллекторским агентствам запрещено осуществлять мероприятия, направленные на досрочный возврат заемщиком задолженности, за исключением случая, если право потребовать досрочного исполнения обязательства по кредитному договору предусмотрено законодательством, – прокомментировал Михаил Смирнов, руководитель УФССП России по Тверской области.
В процессе возврата задолженности во внесудебном порядке коллекторы вправе: вести с вами переговоры при личной встрече или по телефону, направлять вам письма и уведомления по почте, а также сообщения по электронной почте, смс-сообщения и т.п.
Принятый федеральный закон от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе) ограждает заемщиков, просрочивших выплаты по кредитам, от злоупотребления правом со стороны кредитора. Кредиторам запрещено звонить, слать SMS или иным образом тревожить должника с 22.00 до 8 утра в рабочие дни и с 20.00 до 9 утра в выходные.
Взаимодействовать с вами иными способами коллекторы могут только при наличии вашего письменного согласия. При непосредственном общении с вами коллектор обязан сообщить наименование коллекторского агентства, его местонахождение для направления корреспонденции, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) и должность. Если коллекторское агентство привлечено банком временно (т.е. задолженность не была ему уступлена), коллектор обязан назвать также наименование банка-кредитора.