В воскресенье, второе воскресенье Великого поста, православные чтят память Григория Паламы. Мы называем это воскресенье «Неделей светоносных постов», поскольку святитель Григорий разработал учение о невещественном божественном Фаворском свете. Он жил в XIV веке, начале эпохи европейского Возрождения. Темные века заканчивались, и это стимулировало, с одной стороны, упрощение христианских постулатов и возрождение научного знания, а с другой стороны – более глубокое проникновение в само христианское учение.
Бог создал человека, чтобы обитать в нем как в храме. Стать таким храмом божества есть цель человека. Апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы – храм Божий?» Григорий Палама как раз и ответил на общественный запрос тех, кто хотел увидеть Бога здесь и сейчас, на Земле. Кто хотел стать храмом Бога.
Учение Паламы базировалось на евангельском сюжете, в котором говорилось, что Иисус Христос выбрал из 12 своих апостолов трех лучших – Петра, Иакова и Иоанна – и взошел с ними на гору. Хотя в Библии имя горы не называется, но принято считать, что это была гора Фавор. По ее имени иногда Божью благодать называют «Фаворским светом».
И там он преобразился. Они увидели нетварный белый свет, исходящий от Него. Таким образом было подтверждено, что некоторым людям дана возможность (по потоку благодатной энергии) видеть Бога здесь и сейчас.
Преображение описано в каждом из синоптических Евангелий, причем описания эти очень похожи.
При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). Увидев это, пораженный и испуганный Петр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5).
После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос:
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5).
Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9:9).
Учение Григория Паламы было значительным вкладом в особые мистические практики «умного делания», получившие название «исихазм». Оно дает спокойствие, душевную тишину, умение видеть целостность мироздания и находить себя в этом божественном саде.
Приняв учение Георгия Паламы, православная церковь в иерархии мировых христианских церквей заняла место хранительницы наиболее сложного учения о мироздании.
Мало священников, которые способны познать «умное делание» и соответствовать аскетическому уставу исихазма. Из двенадцати апостолов только трое были позваны Иисусом Христом на гору Фавор. Но все же в православных церквах они время от времени появляются, и через них люди могут слышать голос Иисуса Христа.
Исихазм близок в древнейших церквах арийскому учению о Пуруше (славянскому Перуну). В науке в этом же направлении работают последователи Владимира Вернадского, создателя учения о ноосфере и биосфере Земли.
Геннадий КЛИМОВ