Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Легенды тверского рока

10.03.2015, 13:49

«Страшно перестать заниматься музыкой»

Константин Лавров – о наркотиках, Дании и Курте Кобейне

 

Тверской рок-музыкант Костя Лавров – фигура нестандартная, а для многих и вовсе легенда: 20 февраля его группе «Теплый клетчатый плед» исполнилось 20 лет. Судьба его закручена, как сюжет гангстерского романа. Рок-группа – филфак – наркотики – подъемный кран – Псково-Печерский монастырь – Дания – две женитьбы. И, наконец, возвращение к истокам, чтобы меломаны вновь могли укутаться в «Теплый клетчатый плед». В год юбилея группы «Караван+Я» публикует «правила жизни» Константина Лаврова

 

«ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ МЫ ДАЛИ В ПРОМЕЖНОСТИ»

 

Играть мы начали еще в школе, в старших классах. А в начале 90-х собралась наша первая группа – «Вий». Мы играли металл. Гитарист Серега Маливанов, я и еще двое ребят. Репетировали на квартирах, и на моей в том числе: родители были на работе, а вот прабабушка ругалась.

Это было желание повеселиться, ощутить жизнь в лучших ее проявлениях. Тем более тогда был расцвет тяжелого рока. Сейчас все стало гораздо приличнее и скучнее: обогащаемся, как Ельцин нам завещал. И андеграунд в Твери куда-то делся.

***

Мы с моим басистом Димой Райтом говорим, что нас сделали под Beatles. С детства в доме играла эта музыка. А потом я начал выходить за рамки того, что мне в семье привили, искать что-то свое, яркое и запретное.

У меня очень хорошие родители: папа ученый, строитель. Мама замечательная, преподавала геодезию в политехе. Я никогда не бунтовал конкретно против родителей, я очень их люблю. Это был обычный молодежный протест, поиск себя.

***

Группа «Теплый клетчатый плед» родилась зимой 1995 года. Первые концерты прошли 20 и 28 февраля. Что символично, 20 февраля – день рождения Курта Кобейна.

Тогда одним из немногих клубов для выступлений был коридор между корпусами общаг на Спортивном. Он назывался «Промежность». Там мы впервые сыграли и сразу стали знаменитыми. В этот коридор набивалось 200-300 человек, сейчас столько на концерты не ходят. Может, потому что предложений было меньше.

Еще одной площадкой был областной рок-фестиваль «Кто круче» в ДК «Химволокно». Его проводил директор Владимир Владимирович Филлипов, дядя Володя – он тогда был в косухе, с бородой, лысый такой. Выглядело это странновато, но он был фанат рока и продвигал фестиваль.

***

Знаете, как начинали репетировать с «Пледом»? Собирались в кассетном ларьке в Южном. Там было что-то, похожее на усилитель. Маливанов, басист, я… Леся, наша барабанщица, она тогда училась в музыкальном училище, барабанила по стулу.

***

На первом концерте я еще не в юбке выступал, а на втором уже появился килт. Мне мама дала свою крутую юбку-шотландку.

Когда ты сделал публичную глупость, отказаться от нее – значит признать, что это была глупость. Поэтому я сделал килт своей фишкой и сейчас выхожу на сцену только в нем.

***

Я понимаю, что лучше меня никто не поет. В Твери, по крайней мере. И мне досадно за продюсеров, которые могли бы продвинуть нашу группу, но либо боятся, либо ленятся. Я экономическими вещами – организацией концертов, пиаром – не очень хочу заниматься. В прошлом году «Плед» участвовал в проектах «Нашего радио» – и мы играли, и все нас так любили… Но связаться с нами, с такими непосредственными ребятами, они испугались – это было очевидно и для них, и для нас.

***

Песню написать – это такой труд! Когда ты сочиняешь – на самом деле ты ищешь то, что уже написано. Я всегда верил, что существует некий этический и эстетический идеал, гармония, которую просто надо найти и превратить в песню.

***

Сейчас откроешь «Контакт», и на тебя сыплются приглашения на концерты. А раньше каждый концерт был огромным событием.

Были гранды тверского рока – группы «Воланд» и «Пост».

Миша Горбатов, который подписывался как Воланд, был внук генерала Горбатова, председателя нашего КГБ. Не знаю, в Твери он сейчас или в Москве, но по-прежнему занимается музыкой. Группа «Пост» была лидером тверской рок-тусовки. Но у них трагически погиб гитарист и лидер группы. На волне популярности они еще существовали какое-то время, а сейчас музыку забросили. Всегда страшно перестать заниматься музыкой. Мне кажется, что я в этом случае предам себя.

 

«РОКА БЕЗ ОБЩНОСТИ НЕ БЫВАЕТ»

 

В жизни я много делал глупостей. Причем постоянно. Самая большая моя глупость – это наркотики. Хотя я не использовал их как стимул к творчеству.

И так все было хорошо – просто хотелось сделать жизнь еще прикольнее. Мне казалось, что все тверские музыканты – это пенсионеры: рок играют, а наркотиков боятся. Хотя почитай мировую историю рока: этот умер в 27 лет, это в 33, все были связаны с наркотиками. Я думал: «Сейчас я вам покажу, что такое настоящий рок». Для меня боязнь наркотиков, которую испытывали мои коллеги, была синонимом их слабости.

На этом фоне мое собственное употребление было провокацией. Я хотел доказать, что рок – это не только искусство, но и образ жизни.

***

Я в 1992 году поступил на филфак, а закончил в его 2004-м, постоянно брал «академы».

Филфак в 1990-е – это было все. У нас было такое понятие – «ломиться на филфак».

С утра до вечера там можно было кого-нибудь найти. Был открыт переход на второй этаж, и на лестничной площадке все собирались: водку пили, план курили. Я играл на гитаре, орал «Гражданскую оборону» – прибегали преподы, отнимали гитару…

Но меня всегда очень любили даже на филфаке, как бы я себя ни вел. Во всяком случае, относились со снисхождением.

***

Саму главную песню «Пледа» я написал в 1994 году, после смерти Курта Кобейна, для «Студенческой весны». В нашей филфаковской тусовке были Ольга Вересова, она сейчас в «Афанасий-бирже», Саша Шимин, Андрей Куликов – они ведут, скорее, асоциальную жизнь.

***

В своем изначальном виде «Теплый клетчатый плед» просуществовал всего год.

Потом меня посадили в тюрьму – я, как у нас говорили, «вмазался и накосорезил» – украл, когда нужны были деньги на наркотики. Мне был 21 год. Через три месяца я вышел – но ребята из группы уже все переругались. Все было завязано на мне, в том числе психологическая организация. Наступило такое разочарование, что я потом много лет не мог решиться возродить группу и найти людей, которые мне поверили бы.

***

Рока без общности не бывает. Нельзя приходить два раза в неделю на репетицию, за руку здороваться и не быть родными людьми.

Дима Райт, наш басист – олдовый музыкант, играл еще в 80-х, он в некоторых песнях подпевает. И вот мы с ним поем, друг на друга смотрим – и такой кайф испытаем, что нашли эту гармонию!

***

С тверскими группами мы конкурировали всегда, и довольно сильно.

Слушаешь на концерте и думаешь: чем ты лучше, чем они?

Тем не менее все мы часть одной тусовки, которая держится на нашем единстве – надо относиться друг к другу с уважением и любовью и быть вместе. Высокопарно звучит, ну и пусть.

***

С Майком Жигачевым из группы «Река» мы развивались параллельно, но с ним я никогда не выпивал – а значит, не веселился. Что? Можно веселиться и не пить? Так говорят только жены и работники реабилитационных центров.

 

***

Как найти, сохранить и развить себя – для меня это главный вопрос. Довлатов писал брату: «Экзистенциальная личность может существовать только в критической обстановке». Это про меня: когда все хорошо, я начинаю искать приключений.

 

«В МОНАСТЫРЕ У МЕНЯ БЫЛА ГИТАРА»

 

После выхода из тюрьмы надо было где-то работать, чтобы соблюсти Уголовный кодекс. Тогда папа пристроил меня на подъемный кран. Воспитательный момент хороший – но что это была работа, я бы не сказал. Зарплату не платили, мужики пили, продавали цемент. Папа до сих пор работает с этой дорожно-строительной компанией и также на нее ругается.

Помню, в то лето как раз совпали Троица и Пушкинский праздник. Я украсил свой кран березовыми ветками и приехал в Малинники, мы недалеко что-то ремонтировали.

Вообще, кран был чудесным – правда, я ему каким-то образом мачту погнул. Этим же летом кран сломался, и мы его бросили где-то на подступах к Старице.

***

Я долго был в растерянности после распада группы. А в Твери в это время развивались команды, с которыми мы вместе играли в 95–96-м: «Барракуда», «Паха-Пау». Как зритель, я ходил на эти концерты, но досадно было, что сам не играю.

***

В 2000 году я уехал в Псково-Печерский монастырь. В тверском наркодиспансере мне посоветовали пройти программу реабилитации наркоманов.

Я 8 лет кололся и не верил, что можно бросить. У меня фотографии, как у деда фронтовые – половины людей нет, многие умерли от наркотиков.

Сначала мы жили в деревянном доме, занимались простым трудом, а монастырь был неподалеку. Мы заново строили социальную модель, так как человек, долго принимающий наркотики, теряет социальные скрепы. И как модель нам предложили жизнь православного христианина. А потом можно было уехать, а можно – остаться при монастыре и укреплять свой духовный мир.

В юности я одно время был сатанистом и даже дохлых кошек ел. Но, попав в православную среду, я действительно проникся этим. В монастыре всплывают какие-то подсознательные, забытые вещи и модели поведения. Помню, моя прабабушка (та самая, что жаловалась на громкую музыку) постоянно молилась. Я представлял, чем это было для нее, и у меня мироздание как-то собралось воедино.

***

Нет более содержательного мира, чем религиозный. Я и сейчас воцерковленный человек, и если я иногда не хожу в церковь – значит, просто ленюсь. Вера – это же дар, но он приходит не по своей воле, к нему приводит Бог.

***

После реабилитации я стал сотрудником центра, занимался с наркоманами и ВИЧ-инфицированными, и это было замечательно. Наркоманам я говорил, как это хорошо – не колоться, а ВИЧ-больным – что с этим диагнозом можно жить нормальной жизнью, заниматься музыкой, иметь девушку.

Потом стал работать в программе первичной профилактики – то есть общался уже со здоровыми людьми. Все это время я занимался музыкой, и в монастыре у меня была гитара. Вообще, я стараюсь принуждать себя к творчеству – если даны способности, их надо развивать.

***

После Пскова я два года жил в Твери, в это время принимал участие в проекте Сергея Дубова на тверском MTV «Чистая вода», который состоял из концертов и интервью с тверскими рок-музыкантами.

А потом через организации, с которыми я работал в Пскове, я уехал в Данию – датчане поддерживали этот гуманитарный проект в России. Полгода учился в диаконической школе (в протестантской культуре диакон – это тот, кто помогает людям от имени церкви). Там было много практики, мы изучали Священное писание, делали социальные проекты: как помогать бездомным, наркоманам и т.д.

В этой школе я встретил Анну-Грету – датчанку, похожую на героиню фильма «Рассекая волны». Она была из рыбацкого поселка, воспитанная в строгих протестантских традициях: кто в церковь не ходит, вся деревня знает. Анна-Грета была моей противоположностью – рассудительной, спокойной – и вскоре мы поженились. Я всегда ищу девушек, непохожих на себя, это не практический шаг, а стремление к свету.

В Дании же я учился в университете города Орхуса, на педагога-антрополога. Мы изучали, как в разных условиях работают образовательные системы.

 

«ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ НАРКОТИКОВ»

 

5 лет мы прожили в браке с Анной-Гретой, потом это стало меня тяготить, как и сама Дания. Все-таки это другая культура – бездуховность, загнивающий Запад – все, как нам по телевизору говорят. Особенно меня задевала эта мещанская пошлость, фальшивая толерантность.

Я работал там переводчиком с датского – по миграционной программе, чтобы дали вид на жительство, надо было выучить язык. Как-то я работал переводчиком у одного чеченского эмигранта. Работники коммун (датских администраций) ему улыбались, но льготы урезали. Особенно были дискредитированы арабы: пакистанцы, например, даже между собой должны были говорить по-датски и смотреть датские каналы.

***

Дания сделала меня толерантным. Мне не нравится, когда говорят «понаехали тут». Может, я отношусь к узбекам хуже, чем, например, к венграм – но мне неприятно, когда я это в себе замечаю.

***

Девяносто пять процентов датчан живут богато, жирно, система работает как часы. Все очень хорошо, но мне не понравилось, что это людей превращает в равнодушных мещан.

***

В начале 2012-го я вернулся в Россию. Все это время «Теплый клетчатый плед» существовал – Сергей Маливанов собрал группу, чтобы песни не пропадали.

А я из-за границы давал ему советы по аранжировке. Но скоро Серега заболел и умер. В связи с его смертью мы собрались, встретились с нашим бывшим басистом Райтом – и решили воскресить группу. Теперь «Теплый клетчатый плед» переживает второе рождение.

***

Сейчас я работаю копирайтером, пишу тексты для сайтов. Но самое главное в моей жизни – это любовь. И вот я ее ищу постоянно. Второй раз я женился несколько месяцев назад и счастлив. Любовь – самый лучший допинг, он сильней наркотиков.

***

Моя жена – вдова нашего гитариста Сергея Маливанова. Я понимал, что в каком-то смысле так следует поступить: все-таки остались и дети, две девочки. Но когда ты узнаешь человека, он перед тобой раскрывается, его невозможно не полюбить.

***

Сейчас идет какой-то ренессанс – как минимум мой личностный. Сейчас мы создаем тверскую «Рок-обойму» – объединяем лучшие рок-группы Твери.

Помимо «Пледа», туда вошла «Футы-нуты» – хорошая панк-группа, возникшая раньше нас. Вошла туда группа «Портер». Мы скооперировались с ними – по старым фото и воспоминаниям – и сейчас хотим играть настоящий рок. Хотим ездить по Тверской области и по соседним регионам с концертами.

В тверской рок-тусовке сегодня много групп, и это радует. Уровень неплохой, хотя современный рок мне не очень нравится – он стал каким-то простоватым. Впрочем, сейчас сложно быть оригинальным. На дворе эпоха постмодернизма, все когда-то уже было. Вот Кобейн был ни на кого не похож.

Как можно войти в тверскую «Рок-обойму»? Надо играть живой веселый рок. Играть на гитаре и не смотреть на пальцы, а радоваться музыке и не стесняться этого.

Любовь КУКУШКИНА

1008 0
Лента новостей