Памяти Валентина Распутина
Русская литература вновь осиротела. Ушел из земной жизни Валентин Григорьевич Распутин, выдающийся писатель и публицист, создатель острых, резонансных рассказов и повестей, ставших вершинами искусства слова, обозначавших векторы духовного развития страны.
Перечитайте «Деньги для Марии», «Последний срок», «Уроки французского», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Век живи – век люби», «Пожар», «Нежданно-негаданно», «Дочь Ивана, мать Ивана» и вы увидите, насколько все они созвучны помыслам и исканиям сегодняшнего дня.
Произведения Валентина Распутина берут за сердце жизненной и воспитывающей глубиной, не позволяют душе лениться. Там даны пронзительные уроки доброты, сострадания, ответственности перед собой и обществом, без усвоения которых человек не станет полноценной личностью, достойным гражданином. Художественным исследованием русского национального характера, воплощением в образах своих героев недевальвируемых нравственных ценностей и народной философии, борьбой с родовым и историческим беспамятством писатель неустанно работал на настоящее и будущее России.
Валентин Распутин открыто говорил о наших бедах: о духовном надломе нации, о потере человеком собственного лица, о подмене высоких стремлений мелкими и порой низменными интересами, мещанской психологией. «Все перевернулось с ног на голову, и то, за что держались еще недавно всем миром, что было общим неписаным законом, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность и чуть ли не в предательство… Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя – стало можно, считалось за позор, за смертный грех – почитается за ловкость и доблесть», – размышляет главный герой повести «Пожар» Иван Петрович Егоров о внедряемой в массовое сознание нравственной релятивности, позволяющей легко придать принципу «все дозволено» вполне законное право на существование.
Боль писателя – это боль за большую и малую Родину, где крестьянина оторвали от земли, лишив чувства хозяина, где исчезают вековые народные обычаи и традиции, где постепенно утрачивается самое дорогое – соборная слиянность человека с природой, с Вселенной, с родом. Последние капли русского исхода, сторожевые рубежи, но и залоги грядущего возрождения, они не должны уйти под воду забвения подобно Матере…
«Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста», – почти пастырское слово, лишенное прямолинейной назидательности. Живи и помни…
Его до сих пор называют мастером «деревенской прозы». В целом верно, но творчество Валентина Распутина все же намного шире этих рамок. От сибирских истоков, от величественного Байкала, от изображения деревенского труда и уклада, от речи хранительниц мудрости «старинных старух» его мысль взмывала ввысь – к фундаментальным, вечным проблемам мироотношения: нравственность и прогресс, интересы отдельного человека и государства, преступление и наказание. Вершины писательской философии – рассказ «Нежданно-негаданно» – с сакральным образом-символом идеальной России – и повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» – о столкновении цивилизаций и возмездии за зло.
Проза Валентина Распутина – чистый, живительный, крепкий русский язык, который по-прежнему служит нашей опорой, надеждой и оружием.
Ушел Писатель… Остался свет его книг. Навсегда.
Александр БОЙНИКОВ