Александр Радищев и Андрей Лошак увидели одно и то же
21 марта в Тверском доме народного творчества газета «Караван+Я» и известный российский тележурналист Андрей Лошак представили фильм «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву: особый путь».
Андрей Лошак проехал по пути Радищева, с томиком «Путешествия из Санкт-Петербурга в Москву» в бардачке автомобиля. Он останавливался там, где останавливался Александр Радищев, и общее ощущение от этих мест не изменилось: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».
Многосерийный документальный фильм вышел на телеканале «Дождь», и не все жители населенных пунктов вдоль главной дороги России могли его увидеть. Поскольку в серии про Тверь «отметилась» наша редакция, мы посчитали своим долгом организовать показ серий, посвященных Тверской области, для широкой публики. И пригласили тех, кто тоже стал героем фильма: фермера из Фировского района Геннадия Попова, депутата Законодательного собрания Тверской области Андрея Истомина, руководителя тверского отделения «Городских проектов» Александра Блинова и многих других.
– Так получилось, что прошлое лето я провел у родителей – из-за болезни отца. И у них еще сохранилась привычка смотреть центральные каналы телевидения. Я был поражен тому, что про Россию, про то, как она живет, по этим телеканалам не рассказывалось вообще ничего – будто и нет такой страны. Так родилась идея фильма, – рассказал Андрей Лошак.
Дорога Москва – Санкт-Петербург, которая должна быть «витриной России», представляет сегодня настолько депрессивное зрелище, что даже беженцы из разоренной войной Луганской области отказываются селиться в окрестных селах. Фермер Геннадий Попов рассказал, что пригласил к себе семью из Луганской области, оплатил им дорогу, но по приезде они даже отказались выходить из машины: «У нас война только сейчас началась. А у вас такое впечатление, что она 40 лет не прекращается».
И уехали в более благополучное Подмосковье.
Самое удивительное, что люди настолько смирились с отсутствием реальной России на телеэкране, что их просто «корежит», когда они все-таки видят то, в чем они живут, в этом фильме. Безобидное гуманитарное мероприятие, которое в былые времена собрало бы небольшое количество поклонников творчества Андрея Лошака, «питомца» школы «Намедни» Леонида Парфенова, стало чуть ли не политической акцией. На показ фильма, помимо доброжелательных интеллигентных людей (которых все же было большинство), пришла группа товарищей с георгиевскими лентами, а также какие-то смутные казаки в папахах с явным намерением сорвать встречу с режиссером.
Прибыл усиленный наряд полиции, увидев который казаки, бормоча какие-то ругательства, ушли. Но товарищи с георгиевскими лентами остались и не давали режиссеру и публике говорить о том, что действительно интересовало многих – об уникальной операторской работе, о том, как столь малыми силами удалось создать фильм, очень достойно смотрящийся на большом экране. Провокаторы твердили что-то невразумительное про Центробанк и требовали от Лошака признания, что его целью было «очернить Россию».
После их ухода выяснилось, что пропала коробочка с деньгами: мы выложили на отдельный столик книги Геннадия Климова и журналы «Бизнес Территория» и предложили посетителям самим складывать плату за книги в эту коробочку. К началу сеанса набралось тысячи две рублей. И, видимо, патриоты с георгиевскими ленточками и казаки с лампасами ими не побрезговали.
P.S. В следующем номере читайте большое интервью с Андреем Лошаком о том, какой он увидел Тверскую область и российскую жизнь в предзимье 2014 года.
Мария ОРЛОВА