В тверских школах введут предмет «Основы культуры»?
Сегодня уровень агрессии в обществе зашкаливает. Водитель задавил пассажира, школьники плясали у Вечного огня, с 3-го этажа выбросили щенка – вот подборка свежих тверских новостей. Все это симптомы опасной болезни общества – искажения морали и нравственной дезориентации. И эту проблему надо решать с детства. Реальным выходом может стать принятие закона о введении в школы предмета «Основы культуры и правила поведения в обществе», инициированного депутатом Законодательного собрания Тверской области Максимом Лариным
ДЕТИ ВЫРАСТУТ В «ПРАВИЛЬНЫХ» ВЗРОСЛЫХ
Максим Ларин, депутат Законодательного собрания Тверской области и глава холдинга «Афанасий», давно и успешно занимается темой нравственного оздоровления общества.
Эту тему Максим Владиславович развивает комплексно и целенаправленно.
Из разных частей – социальных проектов и общественных инициатив – складывается полная картина «улучшенной реальности», со спокойными улицами, сознательными гражданами и воспитанными детьми.
Первое – это создание народной дружины «Афанасий», участники которой добровольно патрулируют улицы города и следят за правопорядком. Сейчас этот проект развивается и может стать примером для других городов.
Второе – это инициация закона «О тишине», регламентирующего поддержание общественного порядка после 23.00.
Третье, и самое масштабное, – это предложение ввести в школе предмет «Основы культуры и правила поведения в обществе», который с ранних лет «дал бы ребенку понятия о том, что такое хорошо, а что такое плохо». Ведь если изначально детям, параллельно с прививкой «манту», прививать нормы морали, они вырастут в «правильных» взрослых и построят честное, здоровое и порядочное общество.
Петицию о введении «Основ культуры» в Интернете подписало более 21000 человек.
«Можете ли вы представить себе, чтобы вы и ваши сверстники устраивали барбекю над пламенем Вечного огня, позировали на фоне разбитых ими мемориальных плит, установленных в честь граждан, отдавших жизнь за Родину?.. Такие поступки заставляют задуматься о причинах резкого падения уровня культурного развития наших детей и о том, что еще не поздно сделать, чтобы остановить этот процесс», – говорится в петиции.
Подписавшиеся люди активно комментировали предложение Ларина:
Sergey Bezvinny
28.02.2015, Тверская область
Это чрезвычайно важно! И нужно обязательно вводить такую программу! В.Г. Белинский справедливо отмечал: «Воспитание — великое дело: им решается участь человека».
Я считаю, что во избежание нравственного падения нашей страны, на негативных примерах поведения молодежи сегодня, просто необходимо вводить такие программы в систему образования в кратчайшие сроки! Мы в ответе за наше поколение!
Михаил Бакшеев
04.02.2015, Москва
Я согласен с мотивами автора петиции в отношении подростков! Но неэтичное поведение присуще и многим россиянам постарше. Это свидетельствует о недостатках нашего менталитета. Соответственно, я подписываю данную петицию и одновременно направляю в Госдуму РФ мою петицию с более широким и более конкретным предложением.
Недавно Максим Ларин обратился к председателю заксобрания Андрею Епишину с просьбой создать на базе ЗСТО комиссию по разработке образовательной программы учебного предмета «Основы культуры и правила поведения в обществе» с привлечением специалистов в области образования – и направить ее в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации.
Таким образом, медленно, но верно социально значимая идея движется к своему воплощению.
«ДОЛЖЕН БЫТЬ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД»
Коллектив тверской средней школы №27 с углубленным изучением отдельных предметов эстетической направленности одним из первых в Твери поддержал идею Максима Ларина.
И педагоги, и родители массово подписали петицию о введении «Основ культуры и правила поведения в обществе».
Как эта идея может воплотиться на практике? Мы поговорили с директором школы №27 Валентином НОВОСЕЛОВЫМ.
– Валентин Васильевич, действительно ли современное общество, в том числе дети, потеряли «основы морали»?
– Безусловно. Мы много потеряли за 20 лет после развала СССР именно в плане морально-нравственного развития детей. Тогда все-таки были сдерживающие факторы: пионерия, комсомол, профсоюзы. Если ребенок плохо себя ведет, мы обращались к «шефу» – заводу «Химволокно», и профсоюз проводил беседы с родителями. А если сейчас я скажу, например, директору магазина: «Иванов хулиганит», – что он может сделать?
Конечно, общество сейчас морально деградирует. Недавно папу нашего ученика, айзербайджанца, водителя маршрутки, расстреляли из пневматики – это была громкая новость. Я его знаю: культурный, воспитанный мужчина, тянет семью из четверых детей. Сейчас он в больнице – и непонятно, сможет ли он дальше работать.
– С чем, на ваш взгляд, связана агрессивность в обществе?
– Беда в том, что родители оторвались от детей. Многие работают по 12 часов в день, пытаются выжить. И в этой гонке они забывают про мораль и этику. Дети предоставлены сами себе – отсюда и безнаказанность, и неумение правильно себя вести.
Их просто никто этому не научил. А по телевизору они видят только секс и боевики.
На дворе эпоха крайнего индивидуализма. У людей сильно выросло чувство собственного достоинства, они почувствовали свое «я»… Но разучились видеть «я» другого. Из-за этого и у школьников проблемы: драки, обиды, ссоры.
Есть и еще одна причина. Сейчас в школу идут дети, родители которых выросли в 90-х. Многие из них не получили образования, это своего рода «потерянное поколение». Соответственно, и детям они не могут привить этические нормы.
Плюс, раньше люди жили более плотно, под одной крышей собиралось несколько поколений. Сейчас все хотят приобрести отдельное жилье, и это хорошо, с одной стороны. А с другой – детям стало неоткуда перенимать традиции и нормы поведения. Это может сделать только школа. Поэтому введение «Основ культуры» для учеников необходимо, конечно.
– Как на практике может проводиться этот предмет?
– Я думаю, его невозможно включить в основной учебный план – он и без того перегружен.
Сейчас школы переходят на федеральные госстандарты, и учебных часов катастрофически не хватает. А перегрузку школьников не допускает СанПин.
На мой взгляд, «Основы культуры» можно ввести в школу двумя путями.
Первое – по ФГОС выделяется 10 часов в неделю для внеучебной деятельности в каждом классе. Безусловно, можно посвятить это время «Основам культуры».
Второе – можно идти через внеклассную работу. Кружки, секции, классные часы скорректировать в этом направлении. Например, чтобы ребята не просто играли в волейбол, но и учились помогать товарищу, брать ответственность за команду и т.д. Подспудно учить морали и этике нужно всегда, это должен быть комплексный процесс.
Самое главное – чтобы школы имели комплексные программы по этому предмету, разработанные, например, на базе Института усовершенствования учителей. И каждый бы их адаптировал под свою школу. Например, в нашей школе учатся около ста выходцев из Кавказа и Средней Азии, многие из них мусульмане. У нас остро стоят национальные и религиозные вопросы, значит, надо усиливать это направление. В других школах своя специфика.
(К слову, в 2014 году при поддержке М.В. Ларина издана книга кандидата филологических наук, доцента Валентина Николаевича Кодина «Этика поведения человека (основы общечеловеческой морали»). Особое внимание автор уделяет анализу состояния современной этики в ее переходе от теории к практике, задачам воспитания и самовоспитания здоровых потребностей и нравственных ценностей людей для предотвращения самоистребления человечества. Учителя найдут в этой книге много интересного и полезного материала для использования в работе с детьми. Ведь именно на педагога возложена ответственная миссия: не только развивать интеллектуальные способности и закладывать определенные знания, но и воспитывать новое поколение. – Прим. корр.).
– И все-таки каким может быть наполнение предмета «Основы культуры?
– Эту программу можно реализовывать в формате кружков, семинаров, экскурсий, бесед. Безусловно, должна быть теоретическая часть – надо объяснять детям, как вести себя в той или иной ситуации. Но все должно быть подкреплено практикой. В советское время был курс «Этика и психология семейной жизни», но все сводилось к теории – и результатов было мало.
Сейчас нужен другой, комплексный подход.
Например, класс идет в театр – перед этим надо обязательно провести «предупредительную» беседу. Сегодня в театре многие дети, да и взрослые, ведут себя вызывающе: хлопают стульями, хихикают, жуют поп-корн. Поэтому теорией может стать беседа «Как вести себя в театре», а практикой – сам поход.
В итоге, при систематической работе, дети научатся достойным нормам поведения. А потом возьмут это во взрослую жизнь.
– Сегодня невоспитанные подростки кощунственно относятся к памяти о Великой Отечественной войне – жарят сосиски над Вечным огнем, прыгают на памятниках… Почему это происходит?
– Во-первых, учебные часы на историю урезали, и дети сегодня знают очень немного о войне.
Во-вторых, в современном обществе много говорится о войне, но под каким-то странным углом. Так, что людей не трогает за сердце. Очень много сосредоточено на ошибках прошлого, на культе личности Сталина, но не на героическом подвиге народа. Сейчас по телевизору показывают мерзкий фильм «Ленинград 46» – как учитель после войны стал бандитом. Вместо того чтобы воспитывать патриотизм и гордость за Родину, мы вылавливаем самые темные стороны истории. И дети все это впитывают.
Не помню, кто сказал: «Если в прошлое выстрелить из ружья, оно ответит из пушки».
– И что делать в таком случае?
– Опять все упирается в этику. Ведь ребята прыгают через Вечный огонь не потому, что они такие плохие. Они просто не понимают, почему этого нельзя делать.
Они таким образом хотят выделиться и действуют по мотиву «Я хочу – я сделаю». Это все проявления крайнего эгоцентризма. Они и граффити на новых домах рисуют, не думая, что портят труд людей. Именно поэтому и нужно вводить предмет «Основы культуры».
– Как проблема морально-этического воспитания решается на государственном уровне?
– И Путин, и Медведев, и все руководство страны говорят о том, что в обществе должна быть идея. Но пока, кроме патриотического воспитания, нам ничего не предлагают.
На мой взгляд, формирование личности человека должно строиться по трем принципам: любовь к родине, любовь к человеку, любовь к семье…
Но, чтобы был положительный результат, требуются усилия всего народа.
«В ОБЩЕСТВЕ ПРОЦВЕТАЕТ РОЛЛТОН-КУЛЬТУРА»
– Безусловно, конфликт поколений играет свою роль в оценке поведения молодежи. То, что считается «нравственным» для людей одного возраста, может казаться неоправданным для других, – комментирует Светлана Журбина, клинический психолог Центра медико-психологической помощи детям и подросткам. – Поэтому сложно ответить, действительно ли современные дети чаще преступают морально-нравственные нормы. Я считаю, что это часть более широкой проблемы – проблемы того, что сейчас дети развиваются по-другому, в новых условиях, в которых иначе формируются мозговые структуры, в том числе и отвечающие за контроль поведения. Гораздо чаще на свет появляются дети с родовыми травмами.
Отечественный ученый-нейропсихолог А.В. Семенович в книге «В лабиринтах развивающегося мозга» говорит, что сейчас процветает «роллтон-культура», «главный закон которой: сразу, побыстрее, попроще». В таких условиях детям из внешней среды поступает все меньше запросов, задач, необходимых для нормативного развития. Да и родители обычно подыгрывают этой среде, ведь это экономит много времени – зачем ждать, пока ребенок научится есть ложкой, если можно включить мультики на планшете и покормить? Зачем ждать, пока ребенок научится завязывать шнурки, проще его одеть. И таких примеров очень и очень много. В таких условиях все навыки формируются долго (если вообще формируются). Слабо формируется потребность к получению новых знаний. Я часто сталкиваюсь на практике с детьми и подростками, которым совершенно неинтересно учиться, у которых нет увлечений, их запас знаний об окружающем мире ограничен, их ценности сводятся исключительно к «игрушку побольше», «телефон покруче», «много денег».
Считаю, что в таких условиях детям и подросткам будет полезен предмет «Основы культуры и правилах поведения в обществе», поскольку поможет понять, как структурировать свое поведение.
Таким образом, педагоги, психологи и все неравнодушные жители поддерживают введение школьного предмета «Основы культуры и правила поведения в обществе». А значит, он действительно необходим: пора действовать.
Ирина СМИРНОВА