Велодорожка в никуда

07.04.2015, 13:42

В Твери 9 лет не могут создать нормальную велоинфраструктуру

Тверь опасна для велосипедистов, и 86% процентов жителей, согласно опросу, выступают за создание сети веломаршрутов, которая позволила бы использовать велосипед как полноценное транспортное средство: ездить из дома на работу, в магазин или на прогулку по городу

 

В прошлом году на заседании Тверской городской думы была принята Концепция развития велодвижения, признающая необходимость создания велоинфраструктуры. Однако после смены городской администрации работа над проектом в очередной раз прекратилась. В недавнем интервью глава администрации Юрий Тимофеев заявил, что в Твери невозможно создать сеть веломаршрутов. Он предложил несколько разрозненных велодорожек, не подумав, а нужны ли они вообще.  Напомним, пять лет назад у перинатального центра появилась велодорожка, на которой за все время никто не видел ни одного велосипедиста. Эта дорожка начинается из ниоткуда и уходит в никуда.

По сути, своим заявлением Юрий Тимофеев перечеркнул всю девятилетнюю работу представителей велосообщества. При этом его слова  не были подтверждены  экспертными оценками. Велосообщество в лице клуба «ВелоТверь» готово возобновить деятельность рабочей группы, в рамках которой профессионалы разработают схему веломаршрутов в Твери. Но пока администрация дает расплывчатые ответы на этот вопрос.

«Караван» взял интервью у Алексея Шабашова, первого организатора уникального массового праздника «Открытие велосезона» в Твери и инициатора создания клуба «ВелоТверь». В редакцию Алексей примчался на велосипеде и, отдышавшись, начал рассказывать всю историю. Как будто он только что промчался 9 кругов по Дантову аду.

 

КРУГ ПЕРВЫЙ СЧИТАЕТСЯ, «ТАЧКА» КРУЧЕ ВЕЛОСИПЕДА

 

Я не понимаю, почему в тверских СМИ меня регулярно называют велосипедистом. Если человек вместо веника использует пылесос, потому что это удобнее, его же не называют «пылесосистом».

Я езжу по Твери на велосипеде именно потому, что зачастую это удобнее, чем на автомобиле. Мысль приобрести велосипед для поездок по городу посетила меня в Израиле, где я получал второе медицинское образование. Меня поразил один профессор Иерусалимского университета: он известный микробиолог, участвует в научном проекте, который номинировался на Нобелевскую премию. Человек весьма пожилой и состоятельный. Каждый день независимо от погоды он ездит на работу на велосипеде. Это около 20 км в одну сторону по гористой местности. У него был легкий карбоновый велосипед весом 4 кг.

Вернувшись на Родину, я тоже купил себе велосипед. Удивительно повезло с выбором модели: пройдены десятки тысяч километров, попадал на нем в ДТП – меня несколько раз сбивали. А велосипеду ничего. Я и сейчас продолжаю ездить на нем.

К тому времени у меня был автомобиль. Бывало, я владел сразу двумя машинами. Но мне не нравилось ездить по Твери на автомобиле. Только представьте – зимним утром надо сначала очистить машину от снега, потом хоть 10 минут необходимо прогреть двигатель, едешь на работу километров пять-семь, простояв в пробке 30 минут. Только начали оттаивать стекла, а ты уже приехал. С трудом находишь место, где припарковать машину. На велосипеде тратишь на дорогу в 2-3 раза меньше времени. На велосипедные колеса ставится зимняя шипованная резина, приобретается «правильная» велоодежда, и езда становится достаточно комфортной и зимой.

Не перестаю удивляться бытующему в России представлению о том, что велосипед – транспорт для бедных. В Европе, в отличие от России, велосипед перестал быть признаком бедности еще в 60-х годах XX века. Мэры многих европейских городов, включая мера Лондона Бориса Джонсона, не считают зазорным ездить на велосипеде на работу. Теперь это показатель осмысленного отношения к жизни. Развитая велоинфраструктура сразу решает целый комплекс городских проблем: пробки, загазованность воздуха, городской шум и стресс, плохое состояние постоянно разрушаемых автомобилями дорог… Город становится более дружественен, повышается его туристическая привлекательность. Велотранспорт позволяет расширить физическую активность жителей города, укрепить их здоровье. Несколько лет назад в Скандинавии было проведено надежное исследование, в котором изучалось влияние поездок на велосипеде на состояние здоровья горожан. Были получены потрясающие результаты – показатель смертности тех, кто использовал велосипед для ежедневных поездок на работу и в магазины, был на 39% ниже, чем у таких же людей, перемещающихся на других видах  транспорта. Это удивительно. Медицинской технологии с такой эффективностью не существует.

Вот почему я решил продвигать идею развития велодвижения и велоинфраструктуры в Твери.

 

КРУГ ВТОРОЙ. ПРОВОДЯ ПРАЗДНИК, Я МОГ «ЗАГРЕМЕТЬ»

 

В Твери уже давно существовали неформальные объединения велотуристов. Была такая группа, к примеру, при «Веломире». Совершенно замечательные люди с большим опытом простых и сложных велопоходов, но это был междусобойчик. Я сам с большим удовольствием ходил в велопоходы, которые организовывал известный тверской путешественник Сергей Крылов. Но мне хотелось объединить всех велосипедистов Твери и области и создать для этого официально зарегистрированную общественную организацию.

В кружке велотуристов я предложил провести массовый городской праздник «Открытие велосезона» в апреле 2009 года и собрать на нем всех единомышленников. Многие отнеслись к этой идее скептически: «Ничего не получится. Ну приедут 5-10 человек – зачем это нужно?»

Я тогда работал доцентом кафедры в медакадемии. С января по апрель 2009 года почти все свое свободное время и зарплату я тратил на организацию праздника. Распечатал на принтере маленькие приглашения и после работы ездил на велосипеде и раздавал людям. Я обращался к руководителям предприятий с просьбой оповестить коллектив и оказать спонсорскую помочь. Единственной, кто тогда немного помог с финансами, была Нина Петровна Болгова, директор ЗАО «Хлеб».

С приходом весны стало появляться все больше велосипедистов, я каждый день на улицах города раздавал пачки приглашений. К подготовке запланированной программы праздника активно подключились коллеги по веломировским покатушкам. Сообщения о проведении велопраздника отправил в городские СМИ.

В приглашениях я указал конкретную дату – 26 апреля 2009 года, хотя администрация города не давала разрешение проводить праздник. В ответ на мое письмо с предложением провести велопраздник я получил отказ. Мне даже звонили из управления региональной безопасности области и предупредили, что меня привлекут к ответственности за проведение несанкционированного митинга, что я могу «загреметь», если кого-нибудь из велосипедистов собьет машина. Ситуация складывалась критическая, столько работы насмарку. Пришлось внимательно изучить закон «О митингах, шествиях, демонстрациях». Выяснилось, что никакого разрешения администрации города мне вовсе не и не нужно – я должен просто известить администрацию о проводимом празднике и получить согласование.

 

КРУГ ТРЕТИЙ. САМЫЙ ПОЗИТИВНЫЙ

 

И вот наступило 26 апреля. Я влетаю со Старого моста к стадиону «Химик» – и не верю своим глазам: у обелиска Победы огромная, яркая, веселая толпа народу: на спортивных велосипедах, на обычных велосипедах, в специальной форме и не в форме, пожилые и дети…  Транспаранты, флажки, играет музыка (турклуб «Пролетарка» помог со звуком)… У меня перехватило дыхание. В самых смелых мечтах я не мог представить, что соберется столько народу. Тогда в Москве и в Санкт-Петербурге не удавалось собрать более тысячи велосипедистов. Мы приготовили 600 красивых ламинированных номеров для участников – их не хватило. Я быстро сгонял за бумагой и красками: мы рисовали гуашью номера, и люди прикрепляли их к велосипедам. Всего зарегистрировалось около 700 человек. Я знаю, многие до сих пор хранят эти эксклюзивные номера, написанные от руки…

Огромную толпу велосипедистов нужно было вывести из города – на станцию Дорошиха, где нас ждала спортивная программа: мини кросс-кантрийная гонка, шоу BMX, различные конкурсы. Никто в Твери такого количества велосипедистов не видал. Хорошо, сотрудники ГИБДД – молодцы мужики! – согласились нас сопроводить на патрульных машинах.

В целом праздник прошел очень позитивно. Это убедило моих коллег, что нужно создавать официальную организацию.

 

КРУГ ЧЕТВЕРТЫЙ. НЕ ДОСТУЧАТЬСЯ ДО НЕБЕС

 

Я встречался с Биллом Гейтсом. Обсуждал проблемы общественного здоровья с мэром Нью-Йорка Майклом Блумбергом. Играл в футбол с Аве Израэли, министром здравоохранения Израиля.

А в Твери даже до зама губернатора Зеленина не мог достучаться. Я много лет в разные городские и областные инстанции писал письма с просьбой начать диалог, приступить к обсуждению темы развития велоинфраструктуры. В ответ получал лишь формальные отписки, а чаще и ответа не получал. Как физическое лицо я был никому не интересен. Нынешняя администрация стала гораздо доступнее. Это не значит, что она работает лучше и эффективнее, чем какая-либо из предшествующих, не знаю, но она хотя бы слышит.

Нужна была общественная организация, чтобы обращаться от ее лица по поводу развития велоинфраструктуры, представляя интересы велосипедистов Твери и Тверской области.

 

КРУГ ПЯТЫЙ. ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ, НО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТСЯ

 

В декабре 2009 года был зарегистрирован клуб «ВелоТверь», задачу которого я видел в продвижении идеи по созданию велоинфраструктуры.  Однако я не мог взять на себя руководство клубом, и без этого был перегружен общественной деятельностью. На тот момент я уже возглавлял общественную организацию «Ассоциация здоровые регионы», входил в состав первого созыва Общественной палаты Тверской области, был  сопредседателем двух организаций: Российской антитабачной коалиции и Российской коалиции по контролю над алкоголем. Общественной работы было много – в частности, много сил уходило на содействие продвижению российского антитабачного закона. Очевидно, что мне не удалось в полной мере донести до руководителей клуба «ВелоТверь» идею необходимости представления интересов всех велосипедистов области. К сожалению, клуб не пошел дальше междусобойчика нескольких десятков активно катающихся велосипедистов.

По результатам нашего исследования, проведенного в 2009 году, на тот момент в Твери было 108 тысяч владельцев велосипедов, причем большая часть использовала их для прогулок в зонах отдыха (49%). Главная причина, по которой люди отказываются на велосипедах перемещаться по городу, – отсутствие велодорожек (36,5%). И 86% поддержали идею создания веломаршрутов в Твери. Мы собрали около 2000 подписей жителей Твери в поддержку развития велоинфраструктуры. Листы с подписями передали в Тверскую городскую думу. Получили ответ лишь от двух депутатов.

Началась работа с органами власти, мы предлагали начать диалог и обсудить проблему с участием велообщественности.  «Развитию велодвижения в Твери уделяется много внимания, но сделать велодорожки не представляется возможным», – получали мы примерно такие отписки.

 

КРУГ ШЕСТОЙ. ВРОДЕ ДОГОВОРИЛИСЬ – И ХЛОП!

 

Наконец в 2011 году нас услышали. При администрации Твери была создана рабочая группа по развитию велодвижения. Изначально нам предлагали: давайте сделаем для вас кольцо по парку Победы – в ответ мы объясняли, что нам нужна сеть взаимосвязанных веломаршрутов, позволяющая использовать велосипед как полноценное всесезонное транспортное средство. Наконец договорились о создании первого веломаршрута от Речного вокзала до базы «Динамо». Кроме того, отделом главного архитектора была разработана схема перспективных веломаршрутов. Однако сменилась администрация, и мы пошли по второму кругу.

Так было не раз. Долго пытаешься наладить диалог с администрацией, через несколько лет находишь с ней общий язык – и хлоп! – она сменяется. С новой администрацией надо начинать все с нуля. Чтобы обеспечить какую-то преемственность, надо было подготовить и добиться утверждения стратегического документа, Концепции развития велодвижения. Тему необходимости разработки Концепции удалось донести до депутатов Тверской городской думы, затем, с роспуском думы, инициативу перехватила администрация Твери. При администрации города была сформирована рабочая группа по подготовке Концепции велодвижения. Работа над документом была завершена в мае 2013 года, а в марте 2014 года Концепция велодвижения г. Твери была утверждена на заседании ТГД.

Казалось бы, дело сдвинулось. Но тут снова меняется администрация, и рабочая группа перестает функционировать.

 

КРУГ СЕДЬМОЙ. ВЕЛОДОРОЖКА ДЛЯ ПРИЗРАКОВ

 

Сейчас надо восстановить рабочую группу –  в ее задачи вошло бы составление плана веломаршрутов с привлечением профессионалов и разработка программы, в соответствии с которой этот план будет реализовываться.

Однако вместо создания сети веломаршрутов администрация планирует  сделать «3 маршрута, которые соединят набережную Афанасия Никитина и мкрн. Радужный, а также зону отдыха «карьеры» (дер. Константиновка). В частности, в 2015 году запланировано строительство маршрута наб. Афанасия Никитина – мкрн. Радужный», – по крайней мере, так сообщает администрация города в ответ на запрос.

Понимаете, нам не нужна очередная дорожка у перинатального центра. За 5 лет я не видел на ней ни одного велосипедиста. Дорожка  обрывается в кустах. Зимой ее никто не чистит – и бедный знак «Велодорожка» стоит занесенный снегом…  Сейчас она саморазрушается.

А ведь на это потратили деньги – не лучше было бы направить небольшие средства на оплату работы профессионалов, которые обследовали бы улицы города и составили план возможных в условиях Твери веломаршрутов? Дорожки нужно делать только в соответствии с разработанным планом, а делать их где попало – это значит делать только хуже. Я, конечно, не против дороги на Карьеры – но пусть это будет дополнением к основным маршрутам в городе.

 

КРУГ ВОСЬМОЙ. ХОТЬ ГОЛЫМ ПОЕЗЖАЙ – НЕ ПОМОЖЕТ

 

Когда мы только начинали заниматься продвижением идеи развития велоинфраструктуры в Твери, мы были впереди многих других российских городов. Позже эту тему подхватили наши коллеги по всей России. В итоге велодорожки есть уже в Москве, Питере, Перми, Набережных Челнах, Чебоксарах и т.д. А у нас за 9 лет приняли только Концепцию. Если все будет идти такими темпами, моей жизни точно не хватит.

Однако не думаю, что стоит использовать метод коллег из Питера: однажды на площадь Революции выехал абсолютно голый велосипедист, которого сфотографировали японские туристы, и эта фотография облетела мировые СМИ. Так власти обратили внимание на проблему развития велоинфраструктуры в Питере.

Власти в Твери нас слышат, но из года в год утверждают, что денег в бюджете нет. Учитывая тенденцию, их и не будет никогда.

 

КРУГ ДЕВЯТЫЙ. НЕ ПОСЛЕДНИЙ

 

Однако вопрос не в деньгах, а в умении ими распоряжаться.  Чем каждый год латать дороги, убиваемые плотным потоком автомобилей, не лучше ли создать недорогие велодорожки и облегчить транспортный поток? Я родился и вырос в Твери – я помню ее другой: не шум и гам от машин, а пешеходы, трамваи, велосипеды… Жителей в городе было больше, но пробок на улицах не было, хоть все успешно добирались на работу, учебу, в магазины. Сейчас, с ростом количества автомобилей, улицы Твери превратились в неуютные обочины грязных и шумных автомобильных дорог.

Скептик может подумать: «А вот будет много велосипедистов – будет и смысл строить велодорожки». В связи с этим вспоминается анекдот: «Вы сначала нырять научитесь, а потом мы воду нальем в бассейн».

 

P.S. Что должен ощущать человек, который девять лет пробивает идею, а ситуация почти такая же, как и в самом начале? Отчаяние? Усталость? Или просто без эмоций – отсутствие перспектив?  Хотелось бы, чтобы этот вопрос задали себе те люди, которые возглавляют администрацию. «Караван» не оставит эту тему.

Записал Дмитрий КОЧЕТКОВ

32 0
Лента новостей
Прокрутить вверх