Активисты оценили транспортную концепцию Твери
Месяц назад городская администрация опубликовала «Концепцию развития городского пассажирского транспорта общего пользования Твери на 2015-2017 годы». Общественная организация «Лаборатория удобный город» разобрала ее по косточкам. «Караван+Я» публикует части этой аналитики, из которых следует: ничего хорошего наш общественный транспорт не ждет – во всяком случае, в ближайшем будущем
При анализе становится очевидно, что информация о положении общественного транспорта в Концепции представлена с ориентацией на две составляющие – необходимость оптимизации маршрутной сети и необходимость увеличения стоимости проезда.
Заявление о развитии всех видов транспорта не подтверждается в тексте Концепции, где основной упор делается на развитие автобусов большой вместимости. Более того, сокращение трамвайной сети в три раза и необоснованное игнорирование оптимизации троллейбусной сети говорит об обратном – планируется развитие автобусной сети при дальнейшем сокращении городского электротранспорта. Такие ошибки Концепции возникают из-за отсутствия современных знаний по транспортным системам. Например, авторы Концепции воспринимают трамвай «историческим» видом транспорта, что не имеет фактического подтверждения и не соответствует современным представлениям транспортной науки.
Единый проездной билет является неотъемлемой частью современных транспортных систем, так как способен привлечь новых пассажиров и является преимуществом для пользования ОТБВ. Однако, чтобы привлечь новых пассажиров («переманить» их с автобусов малой вместимости и личного транспорта), стоимость проездных должна быть ниже месячной стоимости поездок на других видах транспорта.
Заявленная стоимость в 1300 рублей, рассчитанная по устаревшим принципам, не позволит этого сделать – большинство пассажиров не совершает по 84 поездки в месяц (именно столько раз можно проехаться на 1300 из расчета 15 рублей за проезд. – Прим. корр.). Следовательно, им по-прежнему будет выгоднее пользоваться другими видами транспорта либо ездить без проездных. Заявленный рост числа пассажиров на 15% не имеет под собой оснований, а дополнительная выручка 5,7 млн руб. в год не сыграет значительной роли в общем объеме выручки предприятия, что не позволит вывести транспортные МУПы из предбанкротного состояния.
Предлагаем обратиться к современной практике исчисления проездных билетов, где стоимость проездного рассчитывается исходя из цены 40-50 поездок в месяц, то есть 560-700 рублей при текущем тарифе и 760-950 рублей при предполагаемом тарифе в 19 рублей.
За последние годы в Твери куплено:
– 18 автобусов МАЗ-107, 10 автобусов НЕФАЗ;
– 8 троллейбусов;
– 0 трамваев.
Тем самым однозначно определяется приоритетное отношение администрации к различным видам транспорта.
Внедрение системы оплаты проезда транспортной смарт-картой повысит прозрачность и собираемость проездной платы, а также позволит получать точные данные о пассажиропотоках.
Ремонт трамвайного пути по маршрутам №5 и №11 в 2015-2018 годы зависит от возможности бюджетного финансирования, но:
1. Заявленные сроки ремонтов путей выходят за годы действия разработанной концепции (2015-2017).
2. Возможность ремонта путей в 2015 году на 100 млн рублей, выделенных гордумой на эти цели, будет упущена, если в ближайшее время администрация города не объявит о конкурсе на ремонт путей в этом году.
3. Ремонт путей без их обособления является пустой тратой бюджетных средств.
4. В Концепции упущены все остальные мероприятия, необходимые для реанимации трамвайного движения: обновление подвижного состава, создание посадочных площадок у рельсов, внедрение автоматических стрелок и т.д.
6. Наличие оговорки «в зависимости от финансирования» говорит о том, что авторы выставляют приоритеты развития автомобильным видам транспорта выше, а развитие рельсового транспорта идет по остаточному принципу.
Детальный анализ Концепции-2017 показывает, что она выполнена на слабом уровне, плохо проработана и неспособна привести к кардинальному улучшению общественного транспорта Твери.
Ее реализация спровоцирует дальнейший развал тверского трамвая, так как 11 вагонов на двух маршрутах по необособленным и, скорее всего, неотремонтированным путям не позволят превратить данный вид транспорта в магистральный. Та же участь ждет и тверской троллейбус, мероприятий по развитию и оптимизации которого нет в Концепции. Это приведет к дальнейшему снижению пассажиропотоков и, соответственно, к росту убыточности всего МУП «ГЭТ».
В Концепции слабо описаны вопросы финансирования предлагаемых мероприятий. Из федеральных программ упоминается лишь программа «Доступная среда», которая используется однобоко (обновлялись только автобусы и троллейбусы) и которой явно недостаточно для обновления нужного количества подвижного состава.
Ссылка на полную версию рецензии.
Подготовила Екатерина СМИРНОВА