В Твери с размахом прошла «Ночь в музее»
Тверские музеи не первый год поддерживают всероссийскую акцию «Ночь в музее», когда посетители могут бесплатно ознакомиться с экспонатами и побывать на экскурсиях. 17 мая «Караван+Я» побывал на «Вечере приятных сюрпризов», организованном Музеем тверского быта.
ПУГОВИЦЫ И БАБА НА ЧАЙНИК
В программке вечера представлены мероприятия на любой вкус: от китайской чайной церемонии до реставрации картины. Решаю осмотреться. Вымощенные кирпичом узкие дорожки ведут меня к фотовыставке работ Николая Погорелова «Тверь – город, который мы любим». Некоторое время не могу понять: картины это или фотография. Оказывается – и то и другое. В последнее время приобрело популярность перенесение фотографии на холст с последующим закрашиванием. К моему удивлению, народу в музее действительно много. Возрастной и социальный состав разнообразен. Эффектные девушки позируют у музейного колодца, а мамы с детьми мастерят тряпичных кукол. Здесь можно на мгновение стать купцом или барыней, просто встав сзади нарисованного полотна и приблизив голову к отверстию. Для детишек специально приставлен маленький зеленый стульчик.
По кирпичной дорожке попадаю к чудо-дереву из пуговиц. Оно больше похоже на шар, обклеенный пуговицами разного цвета и размера. В этой зоне экскурсовод играет с детьми при помощи этого неизменного атрибута одежды.
Наконец подхожу к деревянной лестнице самого музея. Кассир отрывает талон на бесплатное посещение – и вот передо мной любимый на Руси толстобокий самовар (к слову, выставка самоваров представлена в Музее тверского быта много лет подряд. – Прим. ред.).
«Самовары обязательно присутствовали в трактирах и на постоялых дворах, ямских и железнодорожных станциях», – можно прочесть на стендах экспозиции, подкрепленных тематическими черно-белыми фотографиями и вырезками. Рядом с самоварами можно увидеть и другую столовую утварь. Среди названий часто встречается «рюмка»: самовар-рюмка, самовар-граненая рюмка, самовар-гладкая рюмка. Видимо эта форма была наиболее популярна в то время. Мое внимание также привлек заварочный чайник в виде паровоза.
Прохожу дальше – в отдельной комнате накрыт стол к чайной церемонии: расставлен сервис, в вазочках – баранки и пряники. Цепляет внимание «баба на чайнике» – светловолосая кукла в большом цветастом платье.
Заглядываю в соседний коридор, а там экспонат, который не может пройти ни одна девушка: восстановленное свадебное платье столетней давности. Как и положено, оно полностью закрыто: руки, ноги, спина и даже шея. Само по себе одеяние скромное без украшений и вышивки. На голову молодые девушки могли надеть венок из цветов или вплести ленты в косы.
ГОЛОВНОЙ УБОР ВМЕСТО ПАСПОРТА
Дальше мой путь лежит на реставрацию музейных ценностей. Однако группа уже набралась – до следующей экскурсии 15 минут. Стоять на улице невозможно: подводит погода: холодный ветер и морось. Уже собираюсь ловить маршрутку, как вижу табличку «Дом купцов Арефьевых». Неприметное двухэтажное здание на самом деле – бывшее имение самых зажиточных тверитян из семейства Арефьевых. На входе посетителей встречает девушка, которая информирует о времени экскурсии на втором этаже и обязательном нахождении в здании в бахилах.
Как понимаю, первый этаж «отдан крестьянам». Здесь можно увидеть атрибуты конюшни, а также хозяйскую утварь. Зная, что обычная «прогулка» среди экспонатов ничего не оставит в памяти, решаю пойти на экскурсию второго этажа – «Легенды ночного музея». Приветливая экскурсовод Елена сразу предупреждает: «Идти нужно по левой стороне лестницы». Оказывается, лестница очень крутая, поэтому навернуться с нее – дело нехитрое. В первой комнате невозможно пропустить большой портрет Петра I.
– Петр I не раз бывал в гостях у Арефьевых, – поясняет Елена. – Как мы помним, именно он ввел налог на бороды и усы с зажиточного населения. Причем он сам ему следовал и платил в казну. Взимание за «бородатый налог» напоминало сегодняшние посты ДПС. Только удостоверяющим документом был медный жетон – бородовой знак».
В музейном зале полностью восстановлен быт тверских купцов. Особое внимание привлекает изразцовая печь, которой пользовались еще в 70-х годах прошлого века. «В советское время это здание отдали под общежитие, где в одиннадцати комнатах проживало тринадцать семей, – продолжает Елена. – Почти все помещения проходные, поэтому, чтобы воспользоваться удобствами ночью, приходилось тревожить как минимум три семьи. И обратите внимание, что один изразец отличается от других. Арефьевы специально заменили его изображением Петра в виде льва, который сидя на облаке, охраняет спокойствие государства».
Пока Елена переходит к рассказу о кружеве, в одной из комнат в можно наглядно увидеть, как мастерица плетет витиеватый узор. А вот и традиционные атрибуты одежды парней и девушек: пояс и головной убор.
– По головному убору девушки можно было узнать больше, чем сегодня из паспорта, – говорит Елена. – Именно он был символом женской покорности и благочестия. В свою очередь мужчины должны были обязательно подпоясываться. Это говорило об их надежности и сдержанности. Именно отсюда пошло выражение «распоясаться», то есть стать распущенным, недисциплинированным. С интересным экскурсоводом экскурсия пролетает незаметно. На доске впечатлений и благодарных слов в виде ромашки оставляю отзыв: «Все очень понравилось, только места маловато для такого большого числа гостей».
Анастасия РОМАНОВА