Кто кошмарит малый бизнес

19.05.2015, 13:28

В Твери резко сократилось число малых и средних предприятий

В «Караван+Я» обратился тверской предприниматель Андрей с призывом: «Защитите малый бизнес». Финансовый кризис и открытие глобальных торговых центров загнали в угол «малых» и «средних» бизнесменов. Организации закрываются, люди теряют работу, соответственно, рынок сужается. Как это сказывается на региональной экономике?

 

«10 МИЛЛИОНОВ УШЛИ ВПУСТУЮ»

 

Первым сигналом «свертывания» малого бизнеса стало то, что с центральных улиц Твери – Трехсвятской и Тверского проспекта – ушли дорогие бутики. Торговый центр «Олимп», где раньше они кучковались, сильно сдал позиции: виной стала конкуренция со стороны других ТРЦ и неудобная проектировка здания, из-за чего оно больше напоминает лабиринт.

– Раньше я арендовала площадь в «Олимпе», но из-за значительного уменьшения потока посетителей перебралась в «Рубин», – комментирует ситуацию Людмила, владелица магазинов женской одежды. – Здесь действительно удобно. Я занимаюсь бизнесом больше 20 лет, но недавняя девальвация рубля сильно его подкосила. Покупателей стало намного меньше, хотя мой клиент относится к категориям «средний + и элита». Цены на одежду, которую вожу в основном из Европы, приходится сильно сдерживать. При этом чтобы оставаться на плаву, я регулярно провожу дисконтные акции. Это сильно бьет по бизнесу. А в новых крупных торговых комплексах я не вижу ничего плохого – это правильно организованные места для продажи. Единственный их минус – ежегодный рост арендной платы на 10-15%.

Примерно с осени на магистральных улицах Твери начали массово закрываться магазины. При этом пострадали все бизнесмены независимо от опыта работы на рынке и категории продаваемых товаров (одежда, сантехника, мебель, электроэнергия и т. д.)

– Бизнесом я занимаюсь уже более 15 лет, – рассказывает Андрей, владелец магазинов сантехники. – Еще недавно у меня было три магазина, теперь остался один. Два магазина не смогли выдержать конкуренцию и наплыв крупных торговых комплексов. Не спасли ни большие баннеры, ни реклама. Чтобы начать бизнес по продаже сантехники в новом месте, нужно примерно 5 млн рублей. Выходит, мои десять миллионов инвестиций ушли впустую. Сейчас остался самый первый магазин, который имеет давно устоявшуюся репутацию. При этом постоянно растет аренда, а помощи от города никакой нет. О фондах поддержки малого и среднего бизнеса я знаю только понаслышке. Везде нужно проходить какие-то конкурсы, чтобы войти в программу. Однако, по опыту моих коллег, финансирование там заранее распределяется среди «нужных» организаций.

 



Анекдот в тему

Встречаются три предпринимателя из Японии, США и России. Решили открыть новый магазин и думают, сколько сотрудников набрать. Японец предложил 20, так как нужно поддерживать уровень жизни населения, американец – 15, так как это наиболее эффективное количество, а русский – 2: на входе и на выходе.



 

 

«НАРОД ВЫБИРАЕТ ВСЕ КИТАЙСКОЕ»

 

Недавно в Твери развернулся «ларечный бунт»: более 130 торговых точек по городу были демонтированы как «места несанкционированной торговли». Это тоже был удар по малому бизнесу. В «Караван+Я» обращалась хозяйка таких торговых точек Оксана: муниципалитет подобрался к ее последнему ларьку под предлогом того, что он якобы находится на тепловых сетях. Но вот парадокс: «запретное место» тут же сдали в аренду другим организациям.

Таким образом, малому бизнесу в Твери сегодня выжить трудно. А местные власти, следуя современным трендам, помогают только крупным торговым комплексам.

С одной стороны, это верный ход. Правильно организованный торговый центр предлагает покупателю в одном месте огромный ассортимент товаров, большое число парковочных мест, food-зону, а также место для развлечений.

С другой стороны, закрытие местных магазинов ведет к опустению и без того скудной городской казны, так как основную долю там составляют именно налоговые отчисления тверских работодателей.

– Не один десяток лет я уже занимаюсь этим бизнесом, – говорит Алексей, владелец магазинов световой техники. – Сегодня моя деятельность расширилась до трех магазинов. Отмечу, что за последние три года покупательская способность граждан сильно сократилась. Это связано как с экономической нестабильностью, так и с появлением крупных торговых комплексов, которые оттеняют малый и средний бизнес регионов. Чтобы оставаться на плаву, мы постоянно расширяем ассортимент и подходим к каждому клиенту индивидуально. Еще одна проблема: из-за отмены многих электричек дачники стали меньше ездить в магазины Твери. Теперь на личном автомобиле им удобнее заехать в крупный торговый центр, чем петлять по городу. Что касается этих торговых комплексов – первый год аренда невысокая, а затем становится, как и везде, а в некоторых случаях и дороже. Но народ все равно берет китайскую продукцию, чего полно и в «Леруа Мерлен». Российская и европейская техника стоит дороже, и ее покупают единицы. Раньше, когда у нас еще было налажено крупное производство, мы работали с ними на оптовых заказах. Теперь большинство заводов и предприятий закрылось. Поддержки от муниципальных образований в сфере малого и среднего бизнеса Твери ждать не приходится. Нужно подготовить много бумаг, пройти кучу инстанций – в общем, без связей не выжить.

Анастасия РОМАНОВА

40 0
Лента новостей
Прокрутить вверх