От Фрейда до Васкова

02.06.2015, 13:35

В Твери прошло несколько театральных премьер

В конце мая (и одновременно – в конце театрального сезона) Тверь жила насыщенной культурной жизнью: театральные премьеры сыпались как из рога изобилия. Многие были посвящены юбилею Победы. «Караван» выбрал и обозрел самые яркие из них.

 

БОГ, ФРЕЙД И РЕЖИССЕР

 

20 мая ТЮЗ представил зрителям последнюю премьеру уходящего сезона – спектакль «Гость», являющийся дипломной работой режиссера Антона Кульманова.

Фабула этой пьесы на четверых легко укладывается в одно предложение – к Зигмунду Фрейду, собирающемуся эмигрировать из нацистской Австрии, является загадочный гость, в конце концов представляющийся Богом. Тем интереснее становится «мясо», наращенное на этот весьма занимательный каркас. Но обратимся к актерским работам.

Дочь Фрейда Анну исполнила Ольга Лепоринская. И без того небольшая, но урезанная режиссером практически вдвое роль кажется сделанной профессионально, но без интереса. Особенно это бросается в глаза в сцене обличения гестаповца – психоаналитические умозаключения выглядят выученными, а не рождаемыми на сцене.

Гестаповец в лице Александра Крайнова по ощущению сыгран если и не в полноги, то в три четверти точно. Видимо, отсюда и отсутствие выраженного конфликта с притесняемым им Фрейдом.

На роль отца психоанализа, очевидно, поставлен Сергей Коноплев. Но, возможно, именно эта очевидность в плане внешнего сходства и помешала актеру создать образ и в итоге на сцену выходит артист Коноплев, а не его персонаж. Впрочем, в части игры роль в целом сделана добротно и в нужные моменты актер выдает хороший и правильный градус.

Самую яркую во всем спектакле роль гостя играет Алексей Измайлов, и даже сам факт ее получения можно назвать актерской удачей молодого артиста. Прибавим к этому весьма недурственное исполнение паяца, водящего за нос самого Фрейда, и получим почти прорыв. Однако кроме талантливого паясничества эта роль требует глубины, которой исполнителю как раз и не хватило. Наиболее показателен здесь монолог о человеческой гордыне, ключевой если не во всем спектакле, то в роли точно, который был просто проговорен – и предполагаемый апофеоз превратился в провал.

С точки зрения работы режиссера спектакль оставляет одни вопросы. В заслугу здесь можно поставить элегантную сценографию, со вкусом подобранный видеоряд, хороший выбор материала и удачное распределение ролей. Но не держится ли случаем вся постановка на тексте и актерах? Создается впечатление, что режиссер не до конца осознал даже замысел драматурга, не говоря уже о том, чтобы вложить в спектакль что-то свое. Более всего в пользу этого говорят грубейшим образом вырезанные финальные сцены пьесы, добавлявшие повествованию еще несколько слоев и ставившие философское многоточие, замененное режиссером на нелепую плоскую точку.

 

«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» В ТВГУ: ПАТРИОТИЗМ ЗАМЕНИЛИ ПОПУЛИЗМОМ

 

23 мая прошел премьерный показ спектакля «Молодая гвардия» театра-студии «Зеркало» при ТвГУ.

Семисотстраничный роман вмещен в довольно приличные два часа с антрактом, однако инсценировку, по всей видимости, вряд ли можно назвать удачной. Мне, как человеку совершенно незнакомому с сюжетом, вынести о нем какое-либо определенное представление так и не удалось. Текст подается не сценами и даже не кусками, а какими-то вспышками, которые никак не выстраиваются в единую линию.

В плане исполнения повествование течет как ручеек. Ручеек, практически лишенный смысловых пауз и выделения главного. Затрудняет восприятие и работа с воображаемыми объектами, которые не «видят» сами студийцы, а уж тем более зрители. Также не добавляют психологической правды неумение слушать и слышать друг друга и существование от реплики до реплики, которые, вероятно, объясняются отсутствием у большинства участников значительного сценического опыта.

Финальным аккордом спектакля стала песня с рефреном «мы русские, с нами Бог», которая, видимо, должна была показать связь с современностью, но в итоге, кажется, показала лишь подмену настоящего патриотизма фадеевских молодогвардейцев популизмом последних лет.

В заключение отмечу, что ребят искренне жаль – все, безусловно, старались, играли слаженно и проделали большую работу, но в этот раз, увы, не получилось. Но будем надеяться, в дальнейшем более удачный материал и опыт сделают свое дело.

 

«НАРОДНЫЙ ТЕАТР» ПРИГЛАСИЛ В «БЛИНДАЖ»

 

16 мая Народный театр драмы представил зрителям свой новый спектакль «Блиндаж» по неоконченной повести Василя Быкова в инсценировке Василя Ткачева.

Материал для постановки выбран неизбитый и при этом весьма нестандартный в подаче темы войны – в уста героев вкладываются слова не столько об успехах, сколько о просчетах, не о победе, а о том, какой поистине великой ценой она была достигнута. Под стать содержанию и форма – перед зрителем предстает не хроникерское описание подвигов, а почти библейская притча.

Сюжет спектакля прост и сложен одновременно: люди с разных сторон баррикад волею случая оказываются в одном блиндаже, отрезанные от «своих» и выпавшие каждый из своей системы. Неизвестно, чем бы это все могло закончиться, если бы не она – примиряющее начало, простая (бело-) русская баба с неслучайным именем Серафима, не делящая попавших в беду на своих и чужих. И блиндаж превращается в ковчег…

Спектакль по-настоящему трогает и это тот редкий случай, когда зал встал не потому, что спектакль про войну и нашу великую победу, а потому, что не мог иначе.

 

В «ЗОРЯХ» ВЫРЕЗАЛИ ВСЕ «ЛИШНЕЕ»

17 мая в ДК «Пролетарка» прошел премьерный показ спектакля «А зори здесь тихие» в постановке театра «Люди, куклы, маски». Режиссером выступил новоиспеченный руководитель коллектива – актер ТЮЗа Иван Иванов.

В широко известном сюжете повести Бориса Васильева главным вопросом всегда остается, какие моменты и в каком объеме войдут в конкретную постановку. В данном случае достаточно сказать, что все повествование было вмещено в час двадцать сценического времени.

Достигнуть подобного хронометража можно было одним способом – вырезать все «лишнее», оставив только ключевые сюжетообразующие сцены. Решение это, к сожалению, почти неизбежно привело к тому, что постановка стала выглядеть как набор картинок, а не целое.

Из девушек, несмотря на явственно видимый потенциал, мало кому удалось до конца преодолеть заданную режиссером фрагментированность, хотя и старались все. Наиболее преуспевшей на этом поприще выглядит Елена Матвеева, исполнявшая Риту Осянину, чей образ кажется наиболее цельным. Единственная мужская роль старшины Васкова досталась Александру Селюку, хорошо поймавшему внешнюю образность, но в плане игры производившего впечатление поверхностности без внутреннего переживания и «видения» произносимого. Также режиссеру неплохо было бы поработать над «слышимостью» своего коллектива: чтобы текст был громче и не прерывался звуковым оформлением.

Однако, несмотря на все перечисленное, спектакль не оставляет равнодушным, причем не только за счет материала – здесь и интересная лаконичная сценография, и замечательно решенные сцены «ухода», да и просто живая энергетика актеров-любителей. Так что потенциал у постановки, безусловно, есть.

Евгений ВЫЧЕГЖАНИН

34 0
Лента новостей
Прокрутить вверх