Алексей Каспржак: Свободное время надо уметь использовать

25.05.2011, 00:00


    В последнее время в Твери происходит очень много различных культурных событий. Мы все это замечаем, даже те, кто по тем или иным причинам не посещает выставок, фестивалей, игр. Отношение к этому в основной своей массе — положительное. Впрочем, иначе и не может быть. Это свидетельствует о том, что город, регион начинает жить полноценно. А там, где возрождается полноценная жизнь, начинается и общий рост территории.
    Известно, что многие культурные проекты в Твери курирует лично заместитель губернатора Тверской области Алексей Каспржак. В его же ведении и экономический сектор нашего региона. И здесь нет противоречия. Одно другое может только дополнять, но никак не мешать.
    — Алексей Анатольевич, у тверского региона достаточно весомый культурно-исторический потенциал. Но появился он не сегодня, а накапливался на протяжении достаточно длительного времени. Так почему же использовать его начали только сейчас?
    — Я не могу сказать, что в этом были виноваты какие-то конкретные люди или обстоятельства. Просто до сих пор существовала некая привычка финансировать культуру по остаточному принципу. Вообще в ситуации, когда люди не очень много зарабатывают, как-то сложно поверить и представить, что у государства в том числе есть и функция по работе со свободным временем своих граждан, которая не менее важна и необходима, чем все прочие.
    Сегодня наша общая задача — организовать людям досуг. В итоге это приведёт к более внимательному и бережному отношению к тому месту, где мы живём. Я приобщён к общему делу, я участвовал в этом, я горд от того, что был вместе со всеми — это важные позиции для идентификации жителей нашего региона.
    Мы сейчас всеми возможными способами боремся с таким опасным явлением, как демографический спад, пытаясь насытить людьми территорию тверского региона, которая может в себе вместить целую страну, например, Францию. На мой взгляд, тема культурных событий может оказаться как раз тем ранее не использованным ресурсом, решающим эту задачу.
    И только в этом случае мы можем говорить об уровне благосостояния региона в целом, потому что в мире нет ни одного прецедента, когда бы экономика территории росла на убывающем населении.
    — Любой регион для поднятия собственной экономики занимается привлечением инвесторов. Насколько развитие культурного бренда может этому поспособствовать?
    — Это два параллельных пласта. И вовсе не значит, что теперь все деньги надо вкладывать в культурные проекты и вообще не заниматься инвестициями. Необходимо заниматься и одним, и вторым.
    Безусловно, нам бы хотелось насытить нашу область проектами а-ля «Хитачи» или «Паретто-принт». Это, конечно, базовая составляющая, но не основная. В структуре экономики при грамотном её развитии доля сервиса, всех занятых в этой сфере людей, существенно выше. И эти сервисы возникают не вокруг «Хитачи», а вокруг повседневной жизни, в том числе жизни в свободное время. Туристический бизнес, гостиничный бизнес, рестораны, транспортные услуги — это как раз то, что работает вокруг культурной жизни региона. Сейчас нам бы хотелось, чтобы все это развивалось и работало на удлинение туристического маршрута внутри области. Хотелось бы, чтобы при общем тренде на увеличение числа туристов, который мы наблюдаем в последние годы, мы бы ещё увидели удлинение времени пребывания их у нас в гостях. Пока это в основном однодневные визиты. А, допустим, даже два дня — это больше чем в два раза увеличение доходов соответствующего сервиса.
    — Пока организацию культурной жизни тверитян мы наблюдаем в областной столице — Твери. Каким образом вовлечь в этот процесс другие районы тверского региона?
    — Тверь может и должна служить примером другим тверским городам. Но при этом надо реально смотреть на вещи и понимать, что ни один город Тверской области не может конкурировать с мировыми культурными центрами. Это хорошо, что какие-то масштабные культурные события проходят именно в Твери, куда жителям области гораздо проще добраться, чем, допустим, до той же Москвы. Но вот разного рода проекты могут реализовываться и в районах. Хотелось бы, чтобы через такого рода проекты наши районные центры подумали о том, что у них тоже есть подобные назадействованные ресурсы. Есть же замечательный пример города Мышкина, который по большому счету вообще ничего не производит кроме разного рода культурных событий, привлекающих туристов. Мне как раз недавно привезли оттуда маленькую мышку-сувенир, которая кладётся в кошелёк для якобы привлечения денег. Кто-то же делает эти сувениры, которые очень хорошо расходятся, соответственно получает зарплату, платятся налоги. Но главное — таким образом создаются положительные эмоции. Почему бы кому-нибудь из наших городов не покопаться в своей истории, найти то, что будет привлекать людей. Уверен, если это будет убедительно, то и администрация Тверской области поддержит начинание.
    Всё это может быть дополнительным стимулом к развитию всей Тверской области. У нас сложилось однобокое представление об инвестициях. Мы считаем, что инвестиция — это новый завод, новое предприятие. А ведь могут быть инвестиции в сферу услуг, в культуру. И государство должно создавать условия для их развития. У нас же есть Успенский собор, Берново, Василёво. В них проходят традиционные праздники. Но нужно не одно событие в год, а целая идеология. Нужны проекты с использованием данных объектов как магнитов. Необходимы программы развития территории, использующие ее историко-культурный колорит.
    — Инвестиция в культуру не столь прибыльна, как, допустим, в предприятие.
    — Безусловно. И основным инвестором здесь является само государство. Но откуда чиновнику наверху знать, куда вкладывать деньги? Как только формируется проект, как только он начинает привлекать к себе внимание, так и появляется возможность изыскивать средства.
    — С одной стороны, Тверь превращается в культурный центр региона, с другой — приезжающие к нам гости сталкиваются с элементарной грязью на улице и массовыми попойками в скверах и парках. Областная администрация может хоть как-то повлиять на процесс исполнения закона, предписывающего запрет распития алкоголя в общественных местах?
    — Призвать к порядку, конечно, можно. Можно повлиять и административно, тем более что есть ряд законов, определяющих поведение человека в общественном месте. Но лично я не сторонник каких-либо запретов, считаю, что они, напротив, порождают лишь противодействие. Я считаю, что те культурные события, которые у нас происходят и еще будут проходить, смогут воспитать в наших гражданах чувство добрых хозяев, принимающих у себя дома гостей.
    Второй важный момент — возможность альтернативы. Если человек хочет пить пиво, то пусть он это делает в недорогом кафе. Здесь снова можно поднять вопрос об инвестировании в ресторанную сферу. В противном случае, если мы даже через метр поставим по полицейскому, начнём штрафовать и наказывать, это приведёт лишь к локальному кратковременному эффекту, а потом к мощному противодействию.
    Культурные проекты и занятость в них как можно большего числа людей — это тоже очень хорошая альтернатива проведения досуга. Мне бы хотелось, чтобы мы создали моду на посещение выставок (современного либо классического искусства), театров. Было же время, когда незнание современного писателя или премьеры в театре было неприлично. Давайте сейчас к этому вернёмся. Ведь свободное время надо уметь использовать, от этого очень меняется настроение человека. Если на работе ты делаешь то, что тебе положено, то на досуге — всё, что тебе захочется. Если это свободное время тратить неразумно, то настроение очень сильно портится. Посмотрите, сейчас такие хорошие солнечные дни, фантастическая весна, но мы всё равно на улицах не улыбаемся.
    — Прошедшие культурные мероприятия в Твери уже как-то повлияли на имидж города, на его узнаваемость?
    — Частично — да. На это указывает мониторинг прессы, обсуждение в интернет-блогах, в которых принимают участие не только тверитяне, но и жители других регионов. Но мы должны забрендировать наше место, оно же замечательное, здесь можно найти все прелести городской архитектуры, удивительная природа. Но этим нужно долго заниматься и много вкладывать, одного фестиваля недостаточно. Необходимо проводить имидживые мероприятия, которые кому-то нравятся, кому-то — нет, но они вызывают резонанс и обсуждение, дают возможность самым разным людям себя проявить. Каждый должен понять, что все мы по отдельности — часть общего целого.

 

Марина ГАВРИШЕНКО

35 0
Лента новостей
Прокрутить вверх