Тверские эксперты – о реконструкции бульвара Радищева
Реконструкция бульвара Радищева, затеянная сити-менеджером Тимофеевым, – культовое для Твери событие. Его активно обсуждают Сети, проводят голосования «за» и «против», сотнями постят фотографии.
Что мы видим на деле? Во-первых, власти активно взялись за работу, которая идет быстрыми темпами. Во-вторых, из материалов используются невзрачные серые плиты, которые укладываются очень примитивно. В-третьих, вдоль пешеходной улицы по двум сторонам устанавливается высокий забор, из-за которого люди чисто физически не смогут посетить приглянувшийся рядом магазин или кафешку. Конечно, небольшой забор был и раньше, но многие уже научились его перепрыгивать. Возникает вопрос: почему этот «неудобный» факт не был учтен в плане реконструкции?
С бульвара исчезли знаменитые каменные скульптуры, созданные во время всесоюзного пленэра в 1990 году. Говорят, их свалили на территории МУП «Горзеленстрой». И вернут ли обратно – неизвестно.
И, наконец, самое печальное – значительная вырубка зеленого массива. Проектировщики оставили деревья вдоль бульвара, а небольшие кустарники и газон полностью ликвидированы. На эту тему в соцсетях появились предложения «озеленить бульвар Радищева» … покрасив тротуар в зеленый цвет. А что по поводу реконструкции думают тверские архитекторы и урбанисты?
«НА БУЛЬВАРЕ ВЫРЕЗАЛИ ПОЧТИ ВСЕ ЖИВОЕ»
Павел ПАРАМОНОВ, девелопер:
– Я горячо поддерживаю желание администрации благоустроить город, особенно его центр.
С другой стороны, это нужно делать качественно и эстетично. Мне вовсе не нравится, что на бульваре Радищева вырезали почти все живое. Оставили только высокие деревья по краям. Все остальное закатали под плитку. Никакие скамейки и фонарные столбы не смогут вернуть чувство свежести от зеленых насаждений. Причем для реконструкции взяли самую простую и дешевую плитку. Никакой красоты в этом нет.
Планку работ нужно постоянно поднимать, особенно если это касается обустройства центральных улиц. Трехсвятская известна красным кирпичом, а Радищева будет «славиться» серым. Конечно, это ново, чисто… но убого. Повторюсь, что реконструкция – это дело хорошее, но рациональные дизайнерские решения должны присутствовать всегда. Даже ту же самую плитку можно было положить гораздо интереснее. Бульвар Радищева – знаковое место в Твери. Берясь за переделку подобных мест, нужно иметь это в виду и относиться к городу с уважением.
«СТАРЫЙ ДОБРЫЙ БУЛЬВАР УЖЕ НЕ ВЕРНУТЬ»
Марина БАТАСОВА, председатель «Тверского союза литераторов»:
– Каждый год в Твери мы проводим поэтический фестиваль «Из Калинина в Тверь». Обычно его участники встречаются в Горьковке. Но в 2014 году мы устроили флешмоб на бульваре Радищева – участие приняли поэты из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и даже из-за границы. Каждый выбирал себя памятник, скульптуру или что еще понравится и зачитывал рядом с ним стихи.
Наш флешмоб растянулся до гостиницы «Гальяни». Он шел часа полтора и имел огромный отклик в фейсбуке. Всем особенно запомнился старый добрый трамвайчик на Трехсвятской. Его фотографию мы поместили в альманах, который вышел по итогам мероприятия.
Очередной фестиваль пройдет через две недели, но, очевидно, снова в библиотеке. Трамвайчика на Трехсвятской нет. Знаменитых скульптур – тоже. С бульваром происходит что-то непонятное – его реконструкция мне пока не по душе.
«ЭТО БУЛЬВАР ДЛЯ СПАЛЬНОГО РАЙОНА, НО НЕ ДЛЯ ЦЕНТРА»
Никита МАЛИКОВ, архитектор:
– Любое строительство делится на три важные стадии: идея, архитектура (проектирование), строительство. Рассмотрим эти стадии на примере реконструкции бульвара Радищева.
1. Идея реконструкции бульвара
Стоит отдать должное администрации и главе города – это прекрасная идея. Создание пешеходных маршрутов и ремонт центрального бульвара должны продемонстрировать отношение властей к своему городу. И, будем честны, пока они уверенно показывают, что им не плевать на город.
2. Архитектура и проект реконструкции
Здесь противоположная картина. В свое время было проведено несколько конкурсов по реконструкции бульвара, часть из которых представила не идеальные, но весьма достойные варианты. В Твери начали работать новые молодые архитекторы, а в России появилось достаточное количество специалистов, занимающихся парковыми зонами и бульварами. Но все это прошло мимо бульвара Радищева. Публике был представлен простейший из возможных проектов – прямая пешеходная дорога с сохранением существующих деревьев. С точки зрения архитектуры и профессионализма – это отставание на 50-80 лет от общемировой практики. Будут ли люди все равно гулять по бульвару? Однозначно – в Твери просто негде гулять, а многие пешеходные дороги в центре разрушены.
3. Строительство
А вот тут рано судить. Все в самом разгаре. Визуально на первый взгляд делается все достойно. Вопрос возникает только по поводу удаления воды во время дождя, но это можно будет проверить только после первых сильных ливней. Хотя уверенность в том, что все будет сделано нормально, сохраняется.
В целом у меня очень противоречивое отношение к этой реконструкции. С одной стороны, что-то делают неплохо. Один только платный паркинг вызывает большое уважение (хотя я не знаю точно, чья эта идея). С другой стороны, сделано все максимально просто и дешево. Это проект обычного бульвара для спального района, но никак не для центра города. Бульвар Радищева демонстрирует жителям города и приезжим, что «архитектуры в Твери нет».
Но бульвар можно улучшить. Причем очень дешевыми мероприятиями. Нужно несколько плотников, много деревянных поддонов (которые бесплатно можно собрать на стройках) и земля. Из поддонов собрать несколько десятков видов уличной мебели, которую равномерно распределить по всему бульвару. Из досок сделать кадки и посадить траву.
Вместо утраченного газона будут яркие свежие зеленые пятна.
Взять комментарий у главного архитектора Твери Игорь Колесникова не удалось – он в отпуске. Ранее в своих интервью Колесников сообщал, что бульвар Радищева будет «первой ласточкой», по образцу которого будут реконструированы другие улицы, парки, скверы и районы Твери. Но, глядя на обновленный бульвар, мы хотим спросить у архитектора: может, все-таки не надо нам таких «ласточек»?
«Проект, по которому переделывали бульвар, устарел»
Александр ЕГОРОВ, руководитель общественной организации «Лаборатория Удобный город»:
— Администрация проводит благоустройство бульвара Радищева на основе конкурсного проекта от 2011 года. К сожалению, никого не смутило, что за 4 года требования к общественным пространствам значительно поменялись. Мы предложили Администрации свои решения и наработки по комплексной реконструкции бульвара в октябре 2014 года, однако не были услышаны. В итоге на Радищева не будет реализовано практически ничего из того, что было предложено. На наш взгляд, бульвару необходимы следующие преобразования:
1) Расширение пешеходной зоны за счёт сужения проезжей части
Предлагалось оставить параллельную парковку автотранспорта только с правой стороны проездов и одновременно с этим сузить полосу движения до минимально допустимой ширины по ГОСТ. Это позволило бы высвободить дополнительное пространство для пешеходной части бульвара, по краю которой впоследствии можно будет организовать прогулочную велодорожку. К тому же сужение проездов вдоль бульвара сократит автомобильный трафик и сделает бульвар намного комфортнее.
2) Ограждение пешеходной зоны зелёными насаждениями
Предлагалась посадка кустарника, либо невысоких деревьев вдоль края проезжих частей с целью визуального отделения пешеходной зоны от автомобильной, а также для снижения высокого уровня шума и избавления от пыли.
3) Повышение безопасности пешеходных переходов и увеличение связности бульвара
Для повышения привлекательности прогулочной зоны в центре бульвара также необходимо повысить её пешеходную доступность, а именно — комфортность попадания жителей на бульвар. Повысить связность бульвара можно путём организации недостающих поперечных и продольных связок. Для этого предлагается сделать 9 недостающих пешеходных переходов, при этом часть переходов выполнить приподнятыми. После реализации данного пункта у пешеходов появится возможность гулять по всему бульвару от начала до конца, а у автомобилистов парковаться на любой удобной стороне бульвара, свободно пересекая его поперёк по новым связкам. Также стоит попробовать выполнить боковые тротуары в одном уровне (не прерывая их в местах выезда из дворов), либо предусмотреть плавные сходы с тротуаров.
4) Увеличение точек притяжения
Необходимо превратить расширенную центральную часть бульвара в зону с несколькими уровнями извилистых пешеходных дорожек, огромными островками дикой зелени и всевозможными объектами притяжения посетителей. Для привлечения разносторонних посетителей нужно разграничить бульвар на несколько функциональных зон различного назначения: детская, спортивная, торговая, релакс зона и другие, а для людей поставить удобные лежаки-скамейки.
5) Ограничение скорости
Предлагается ввести ограничение скорости движения вдоль бульвара до 40 км/ч. Ограничение повысит комфорт и безопасность прогулочной зоны, снизит уровень шума, сократит сквозной трафик, что будет иметь немаловажное значение для туристического развития центра города.
6) Платная парковка
Платная парковка повысит оборачиваемость парковочных, приведёт повышенный спрос на парковки вдоль бульвара к имеющемуся предложению. Парковаться будут те, кому действительно необходимо, а не те, кто желает бросить свой автомобиль в центре города на несколько дней.
Анастасия РОМАНОВА