В тверских школах вводят уроки этики
В школах пора вводить предмет по этике – так считают и педагоги, и общество, и власть. Петицию на эту тему, созданную депутатом Тверского заксобрания Максимом Лариным, подписало более 20 тыс. человек. А сейчас, похоже, сделан шаг от теории к практике. В конце мая доцент ТвГУ Валентин КОДИН презентовал книгу по этике, которая может лечь в основу школьного учебника, а ряд тверских школ вводят предмет «Этика» уже с 1 сентября 2015 года. «Караван+Я» подробнее изучил ситуацию
НАРОД И ЧЕРНЬ
Толстый фолиант «Этика поведения человека», еще пахнущий типографской краской, лежит на рабочем столе профессора Валентина Кодина. Крупный шрифт, хорошая печать, стильно оформленная обложка. Книга вышла при спонсорской поддержке депутата Максима Ларина. А сейчас готовится к изданию новое, дополненное и переработанное издание.
– Я писал книгу более трех лет, – говорит Валентин Николаевич. – Вообще, всю жизнь я работал над совершенствованием управления и подбора кадров, в том числе в политике. И в итоге понял, что главное – это личные качества управленца. Ведь в Греции «демосом» считался не весь народ, а лишь те, кто прошел обучение у всех семи муз, – люди, в которых органично сочетались образование и мораль. А прочий народ назывался охлосом. И Пушкин, помните, отделял «народ» от «черни».
И тогда я решил, что надо увеличить количество «демоса» – во власти и во всем обществе. Основой социума должен быть средний класс – просвещенный, заинтересованный, достойный. А как это сделать? Прежде всего путем воспитания в человеке морально-этических качеств. Иными словами, я решил усовершенствовать демократию и ввел термин «меритодемократия» – люди, самые достойные с точки зрения морали.
– В российской истории есть примеры, когда правило такое общество?
– Да, как раз недавно я отправил статью в Институт политических исследований, где объяснял, как меритодемократия пробивала себе дорогу в Россию. Я специально ездил в Великий Новгород, смотрел на площадь, где собиралось народное вече, – она совсем небольшая. То есть не все жители принимали важные для города решения, а лишь самые достойные.
Вторым примером стали реформы Столыпина. Когда в Государственной Думе начала ХХ века схлестнулись революционеры и реакционеры, это был тупик. И Столыпин ввел новый закон, по которому преимущество на выборах давалось элите – грамотным людям, опытным управленцам. К власти пришли самые достойные, и это остановило первую русскую революцию 1905 года. Думаю, если бы Столыпина не убили, российская история пошла бы по-другому. Общество стало бы более нравственным.
– В чем состоит ваша основная идея по «совершенствованию» демократии?
– Главное – это перевод образования на фундамент современной этики. Она должна присутствовать во всех науках, особенно на стадии перехода от теории к практике. В конце каждого учебника – по физике, химии, информатике и т.д. – надо прописать, что можно и нельзя в этой науке с точки зрения этики.
Сегодня наука служит не столько интересам людей, сколько золотому тельцу. И мы получаем атомное оружие вместо атомной энергии. А вместо «мирного» программирования – хакерские атаки. Без этики все научные достижения становятся антигуманными.
«Занятия должны быть творческими»
Ирина ТЮРЯКОВА, директор средней школы-сада №4:
– Я полностью поддерживаю инициативу Максима Ларина: нравственность и культуру поведения надо прививать с раннего детства. Так как у нас школа-сад, то наши ученики – это дети от двух до 18 лет. И мы можем обучать ребенка этике еще до того, как он скажет первые слова.
Мы заключили договор с «Дружиной «Афанасий», и уже с 1 сентября этого года школьники начнут изучать этику. Рабочую программу для этого предмета мы разрабатываем на основе книги Кодина. Конечно, занятия должны быть творческими, интерактивными. Просто рассказывать о правилах поведения бесполезно.
В начале уроков, возможно, будут показываться отрывки из фильмов – от мультика до «Войны и мира» – чтобы поставить ту или иную проблему и показать разные модели поведения. А потом обсуждать: почему показан этот отрывок? Правильно ли поступил этот герой? Домашние задания будут только творческими: найти примеры в литературе, провести аналогии и т.д. Походы в театр, экскурсии станут частью программы.
Конечно, мы будем смотреть на реакцию детей и совершенствовать наши методы. Планируем, что к концу года программа окончательно сформируется.
В начальной школе эти занятия попадают под ФГОС в формате «внеурочная деятельность». Для старшеклассников «Основы культуры» будут проходить как элективные курсы – ученики смогут выбрать их для посещения. Мы презентовали будущие занятия по этике в старших классах, и 20-30 человек уже планируют их посещать.
ДИКИЕ ВЕЩИ
– Когда надо начинать изучать этику?
– Я предлагаю еще с дошкольного возраста. Пусть мальчик учится пропускать девочку вперед и подавать ей пальто, а девочки – поддерживать мальчика в хороших начинаниях. Пусть они учатся знакомиться, вести себя с ровесниками и со взрослыми и т.д. Если с детсада заложить эти правила в подсознание, они станут фундаментом всей взрослой жизни.
– А в вашей книге есть практические задания?
– У меня научно-популярная книга, и сейчас стоит задача переделать ее в учебное пособие, разработать методические материалы. Но это должны сделать педагоги. Я связался с Московским педагогическим университетом – считаю, он должен встать в центре перестройки нашего образования, перевести его на позиции этики.
Я привел очень показательный пример с Варварой Карауловой, завербованной «Исламским государством». Ни отличные оценки, ни два года на философском факультете не помогли девушке отличить истинный ислам от радикального. И увлечения наших высоколобых людей – гламур, богатство, шоу-бизнес… Это все поверхностные вещи. От них надо отходить. Пора переходить от образования к просвещению. Давать не голые знания, а обогащенные моралью. Это и есть этика.
– Почему именно сегодня так остро стоит вопрос морали?
– Хамство, невежество, ненависть – к сожалению, это становится нормой.
По статистике, до 40% тяжких преступлений совершается в семьях, а каждые 40 минут от жестокого обращения погибает женщина. И виной всему – недостаток морали, который семьи, увы, не восполняют. Московского школьника, который недавно убил полицейского, родители судили только по оценкам, а не по нравственным качествам. И вот результат. Вокруг происходят дикие вещи, которые переворачивают сознание. Думаю, по этой причине депутат Ларин и пошел на сбор подписей за введение в школе предмета этики.
Все-таки во времена СССР было больше жесткости и контроля. А сейчас молодежь распустилась… Улучшилось благосостояние, увеличилась прибыль – и люди расслабились, потеряли моральный стержень. А воспитание все-таки требует твердости и ограничений.
«Этому нужно посвящать хотя бы час в неделю»
Александр КОРЗИН, глава Твери:
– Я читал учебник Кодина, он мне понравился. Всегда на первом месте должно стоять воспитание нравственности. Я бы хотел, чтобы такой предмет ввели повсеместно, и не по факультативам, а как обязательный урок. Этому нужно посвящать хотя бы час в неделю. Я написал письмо министру образования Сенниковой, где поддержал введение этого предмета. По возможности, с 1 сентября это будет сделано.
Да, молодежь у нас разная: есть и очень хорошая, а есть те, с которыми нужно заниматься. Но важно не допустить ошибку – серьезно подготовиться к введению этого предмета.
По моему мнению, 90% часов должны быть посвящены практике. Теорию необходимо преподавать аккуратно и осторожно. Постигать этику можно, участвуя в диалогах и диспутах, встречаясь с лидерами общественного мнения, представителями общественных организаций.
ЭТИКА СТАРШЕ РЕЛИГИИ
– Как надо преподавать этику?
– Это должно быть обучение в греческом стиле, когда учителя и ученики собирались под дубом и вели споры. Так и здесь – надо, чтобы знания усваивались в процессе диалога. Чтобы ученики сами делали выводы – конечно, после наводящих вопросов учителя. Главное, на этих занятий надо выработать алгоритм нравственного поведения. Прежде всего в ученике надо развивать самоуважение.
– Но от этого недалеко до эгоизма…
– Да, каждое качество имеет свое противоречие – это закон философии. Поэтому во всем должна быть мера. Вот патриотизм – прекрасное чувство. Но утрированный, искаженный патриотизм привел, например, к событиям на Украине.
– Как соотносятся этика и религия?
– Понятие морали шире понятия религии, так как мораль появилась раньше. Цель религии – преданность Всевышнему, а цель этики – гармония человека и общества.
– А как соотнести этику и патриотизм?
– Здесь тоже сложно. Я даже писал в организацию «Росмолодежь», что нельзя выпячивать свой патриотизм, что это лишь элемент нравственной системы человека. Лучше создать организацию «Росмораль». Она будет востребована всеми.
«Невоспитанный человек враг самому себе»
Андрей БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ, ректор ТвГУ:
– К сожалению, нравственное состояние общества – как детей, так и взрослых – оставляет желать лучшего. Здесь есть большой резерв для развития.
Дети, лишенные представлений об этике, ограничены. У них меньше возможностей проявить себя в обществе с хорошей стороны. Во взрослом возрасте это скажется на их карьере и личной жизни.
Конечно, основы нравственности закладываются в семье. Если семья по каким-то причинам не справляется со своей задачей, должно подключиться общество.
Педагогов, кстати, тоже надо воспитывать. Этика должна стать базовым предметом для всех возрастов.
МОСКВА ЛОМАЕТ ЛЮДЕЙ
– Вот вы говорили про охлос и демос. Можно ли при помощи этики охлос, тьму, превратить в демос?
– Да, если взяться за это с грудного возраста. Когда ребенок рождается, он любит весь мир, он всем улыбается. А потом он взрослеет, сталкивается с трудностями и становится более жестким, грубым. Как говорят, собака бывает кусачей только от жизни собачей. Но если воспитывать себя, укреплять свою мораль, со временем у человека сформируется крепкая нравственная база.
– Какую нацию вы считаете самой нравственной?
– Запад отбрасываем сразу… Все-таки западным людям свойственно двуличие. Когда пришел Гитлер, они сразу легли под него – разве что датчане проявили какую-то стойкость. Русская этика более жесткая в этом отношении. И наши люди более терпеливые, с развитой силой воли.
– Говорят, что в глубинке люди более нравственные, чем в столицах. Это правда, по-вашему?
– Думаю, да. Большой город разлагает людей. Он ставит человека в очень сложные ситуации и учит выживать. И если внутри нет морального стержня, легко сломаться.
– На какой возраст рассчитана ваша книга?
– На любой, она подходит даже для пенсионеров. Ведь учиться никогда не поздно.
Наша глобальная задача – создать такой базовый учебник по этике, который можно представить всему миру и принять на генеральной ассамблее ООН.
Любовь КУКУШКИНА