Как не стать жертвой телефонных и интернет-мошенников
«Я попал в аварию, кинь денег на телефон», – наверное, каждому из нас приходили такие СМС от знакомых, и некоторые даже на них реагировали. Сегодня случаи телефонного и интернет-мошенничества участились, а сами жулики стали хитрее: им все чаще удается снять деньги с вашего счета или банковской карты. Редакция «Караван+Я» обратилась к Управлению МВД России по Тверской области с просьбой рассказать, насколько тяжело вычислить подобные операции и как с ними бороться.
– В Тверской области по-прежнему сложно бороться с «телефонными мошенничествами», – рассказывает Вадим Левшин, начальник пресс-службы УМВД. – В 2015 году значительно выросли зарегистрированные преступления данного вида (141 факт, АППГ – 57). Из них 47 преступлений совершено в Твери.
В основном граждане переводят деньги на номера телефонов или счета, указанные злоумышленниками, через терминалы оплаты сотовой связи или банкоматы. Иногда мошенники под предлогом перевода денег на счет потерпевшего (за покупку некоего товара), получают от него информацию о реквизитах карты (номер, срок действия, CVC/CVV-код) и коды для получения логина и пароля системы интернет-банка. Получив эту информацию, злоумышленник переводит деньги с карты потерпевшего без его участия.
Наиболее распространены следующие способы «телефонных мошенничеств»:
- SMS-рассылка («Ваша банковская карта заблокирована») – 56 фактов;
- телефонные звонки (от имени родственников – «я попал в беду – ДТП, задержан с наркотиками, избил человека») – 36 фактов. Потерпевшие переводят деньги через платежный терминал, блиц-перевод через банк либо передают посреднику (как правило, водителю такси).
- интернет-объявления (объявления о продаже автомобиля) – 13 фактов.
– Как полиция борется с электронными и интернет-мошенниками? Тяжело вычислить подобные операции?
– С интернет-мошенничествами борются сотрудники Управления УУР УМВД России по Тверской области. Основной упор делается на оперативно-технические мероприятия с использованием специальной техники. Очень важно, чтобы граждане вовремя обратились в полицию и детально описали обстоятельства происшествия.
Положительный пример раскрытия «телефонных мошенничеств» – отработка оперативной информации, когда сотрудники УУР ГУ МВД России по Москве вместе с сотрудниками УУР УМВД России по Тверской области задержали две организованные межрегиональные преступные группы, состоящие из жителей Москвы и Тверской области, совершивших мошенничества в отношении москвичей.
– Что делать простым гражданам, чтобы максимально себя обезопасить?
– При использовании мобильных устройств на платформах IOS и Android с осторожностью скачивать приложения, особенно из непроверенных источников. Даже, казалось бы, безобидная игра может оказаться программой-шпионом, которая будет передавать ваши личные данные мошенникам. Доверять можно только официальным зарегистрированным приложениям, желательно известных брендов.
Не доверяйте СМС-сообщениям о том, что ваша банковская карта заблокирована, не перезванивайте по телефону, указанному в СМС. На обратной стороне любой банковской карты указан многоканальный телефон банка, по которому можно проверить информацию о блокировке карты. Не носите с собой карту и пин-код вместе. Если в соцсетях якобы лица от ваших друзей просят перечислить деньги на телефон, свяжитесь с другом или его родственниками, чтобы проверить информацию.
Подойдя к банкомату, визуально осмотрите его: он не должен иметь слабо закрепленных деталей, должен соответствовать символике кредитного учреждения, клавиатура набора пин-кода должна быть вмонтирована в банкомат и не должна производить впечатление накладного устройства.
P.S. Если все-таки вы стали жертвой мошенников, немедленно сообщите об этом в полицию по телефонам 02 (для сотовых операторов 102).
Подготовила Анастасия РОМАНОВА