Новоторжская ярмарка рассказала о художнике Левитане и его любимых женщинах
В этом году Исааку Левитану исполняется 155 лет. Старинный город Плес ныне Ивановской области (ранее – Костромской губернии) вдохновил великого русского живописца на множество полотен. Здесь, на фоне чарующей природы, происходили и важные изменения в его личной жизни. «Художник. История любви» – так называется серия фотокартин, которую представила в Плесе Новоторжская ярмарка
ТАЙНА ХУДОЖНИКА
– Вообще-то художник завещал сжечь весь свой архив: дневники и письма, которые проливали бы свет на его личную жизнь. «Только картины мои не уничтожайте, – сказал он. – Слишком много любви и энергии ушло на них», – комментирует Ольга Наседкина, научный сотрудник музея Левитана.
В 1888 году и позже художник снимал мезонин в домике на берегу Волги. За три лета в Плесе Левитан создал более 200 работ: это и полноценные картины, и этюды, которые легли в основу самых известных шедевров мастера. Однако, чего скрывать, находился здесь Левитан не один, а в компании своей прекрасной ученицы Софьи Кувшинниковой. Причем это была не единственная любовь художника.
– Брат Левитана уважил его просьбу, – продолжает Ольга Наседкина. – На глазах художника у него горели письма к нему Чехова, Третьякова, Поленова, Коровина… Несмотря на это, о частной жизни Левитана остались свидетельства, и мы к ним возвращаемся, их домысливаем, наполняем своими чувствами, переживаниями.
Новоторжская ярмарка совершенно оригинально представила несколько важнейших эпизодов из жизни художника. Рядом с деревянным домиком – музеем Левитана находится роскошный «Левитан-холл». Близится презентация проекта Новоторжской ярмарки «Художник. История любви», и все больше жителей Плеса и гостей города собираются на открытие фотокартин, завешенных тканью. Зрителям не терпится снять покров тайны.
ШУБЫ ПОДЧЕРКИВАЮТ ХАРАКТЕР
– Наша творческая группа обошла все левитановские места в Плесе и на фоне чудесных пейзажей, которые мы видим на картинах, сделала фотографии шести сцен с участием актеров, изображавших самого Левитана, его друзей и возлюбленных. Позднее над этими фотографиями около полугода работал профессиональный художник, в итоге получились произведения искусства такого жанра, как «фотокартины», – подогревает интерес публики Наталья Серова, директор «Новоторжской ярмарки» и вдохновительница проекта. – Вы увидите на полотнах мужчин и женщин, образы которых мы тщательно продумывали, но главной героиней является любовь. Действительно, за основу этой истории любви взяты факты из биографии Левитана, но важнее было выразить глубокие эмоции и переживания людей. Это зритель решает: может быть, на фотокартинах изображен Левитан, а может, и современный молодой человек и его возлюбленная.
Наталья Серова произносит заветные слова «Объявляю картины открытыми!» – и девушки из театра моды «Модерн» срывают с фотокартин ткань, скрывающую от зрителей тайну художника и его любви. Шесть полотен – это шесть драматических сцен:
– На первой сцене мы видим компанию молодых людей, отдыхающих на природе. Она, Софья Кувшинникова, в центре мужского внимания: поет, шутит, читает стихи. Все восхищены ею, а она особенно благоволит Художнику, – поясняет ведущая… – На одном из героев надета шуба на хоре с бобровым воротником. Новоторжская ярмарка изготовила ее по старинному образцу из коллекции историка моды Александра Васильева.
– А здесь изображена красивая пара на прогулке. Она увлечена им, а Художник любуется природой. Природа – его муза, – продолжает рассказ ведущая. – Красоту женщины подчеркивает шуба из норки «Белла». На Новоторжской ярмарке ее можно приобрести за 180 тысяч.
На следующем полотне в центре внимания художник, сосредоточенный на своем пейзаже, влюбленная женщина стоит в стороне. Четвертая фотокартина, по признанию многих участников творческой группы, – одна из самых волнительных и драматичных. Встреча Левитана с госпожой Турчаниновой рождает в нем сильные чувства. На героине шуба Новоторжской ярмарки из соболя, что подчеркивает ее состоятельность и обаяние. Кувшинникова все понимает – на следующей работе она изображена на пароме. Женщина навсегда отбывает из города, их пути с Левитаном больше не пересекутся.
И, наконец, финальная картина этого любовного цикла: Левитан сжимает в объятиях Турчанинову, а за ними, выглядывая из-за дерева, наблюдает дочка Турчаниновой Варенька, тоже влюбленная в художника. Отныне отношения между мамой и дочкой станут напряженными.
Вот так – в нескольких сценах! – изображена история любви Художника. Возникает закономерный вопрос: какую роль в этом сюжете играют Новоторжские шубы?
– Безусловно, Новоторжские шубы различных моделей передают характер персонажей и психологически обогащают каждую сцену, – отвечает Наталья Серова. – Например, на финальной фотокартине Турчанинова изображена в шубе из фишера, мех фишера роскошный и дорогой. Анна Турчанинова была намного старше Левитана, ей было 42, а ему – 26. Для нее он был как глоток свежего воздуха, а она для него – защита и опора. Долгий период отношений Левитана с Турчаниновой характеризуется обеспеченностью, чего не скажешь о союзе с Кувшинниковой. И вообще, натуральный мех во все времена украшал и защищал человека, а здесь он еще и создает некую тайну, – со знанием дела говорит директор Новоторжской ярмарки.
Возлюбленная Левитана была вовсе не «пустельга»
Проект Новоторжской ярмарки позволил взглянуть на историю любви Левитана другими глазами.
Еще при жизни художника ходили слухи и сплетни о его любовных отношениях. К сожалению, не избавлены мы от заблуждений и сейчас, спустя век. Свою лепту в «мифологизацию» жизни Левитана внес и писатель Антон Чехов. В рассказе «Попрыгунья» он изобразил отношения Софьи Кувшинниковой и художника:
«Думала она также о том, что рядом с нею, облокотившись о борт, стоит настоящий великий человек, гений, божий избранник… Все, что он создал до сих пор, прекрасно, ново и необыкновенно, а то, что создаст он со временем, когда с возмужалостью окрепнет его редкий талант, будет поразительно, неизмеримо высоко, и это видно по его лицу, по манере выражаться и по его отношению к природе».
В образе легкомысленной Ольги Дымовой, изменяющей мужу, современники узнали Софью Кувшинникову. Чехов был не прав в своей оценке этой замечательной талантливой женщины, считает Ольга Наседкина, главный научный сотрудник музея Левитана:
– В нашей коллекции представлены работы Софьи Кувшинниковой. Обращает на себя внимание натюрморт «Ум и красота» – книга, а на ней цветы. Это подражание левитановской теме: у художника есть натюрморт, изображающий золотисто-пепельную книгу (вероятно, Библию) и бессмертники. Название менее претенциозное, чем у Кувшинниковой: «Иммортели». Софья вообще была необыкновенной личностью, все у нее было нараспашку: она могла оставить дневник в гостиной, чтобы все читали. И ее нисколько не смущало, какие слухи ходят о ней и Левитане: «Пусть говорят. Левитан мне важнее». То, что она продержалась с человеком такого сложного характера столько лет, говорит о многом. Он был настоящей энциклопедией искусства. «Я прощаю своей сестре, которая не понимает, зачем я пишу эти деревья, эту серую дорогу, – говорил он. – Это ведь моя сестра. Но если меня будет не понимать моя любимая женщина, то кто мы с ней тогда будем? Совершенно чужие люди». Мы должны быть благодарны Софье Кувшинниковой, которая долгое время была Левитану верной подругой.
СОЕДИНИЛИ ФОТОГРАФИЮ И ЖИВОПИСЬ
Над проектом «Художник. История любви» целый год работал большой дружный коллектив Новоторжской ярмарки: восемь актеров, фотограф Анна Падалица, художник Николай Дулько, дизайнер головных уборов Елена Клестова, стилист из Израиля Людмила Кирикова, психолог Надежда Демиденко, филолог Инесса Жаворонок и многие другие – под руководством Натальи Серовой. Несомненно, это пиар-акция, выполненная на таком высоком художественном уровне, что переходит в разряд произведений искусства.
Лучше всего об этом рассказал член Союза художников России, участник российских и международных выставок Николай Дулько:
– Действительно, я с проектом такого рода столкнулся впервые. Сначала были сделаны фотографии в Плесе, реконструирующие сцены из жизни Левитана. Затем они были стилизованы под старину, в результате изображения получились монохромными. Придать им объем и живость в фотошопе было невозможно, и тогда Новоторжская ярмарка обратилась ко мне – я очень благодарен Наталье Юрьевне за оказанную честь. Моя задача заключалась в ретушировании. По сути, я делал то, чем в свое время занимались такие прекрасные рисовальщики, как Репин, Крамской, Чистяков… Мы взяли на вооружение старинный метод и вновь соединили живопись с фотографией. Получилась совершенно потрясающая эклектика как по форме, так и по содержанию. Вглядитесь в картины. Кувшинникова стоит на берегу Волги и ждет пароход, а за ней видны современные катера. Персонажи находятся в окружении старинных предметов быта, а одеты в роскошные шубы Новоторжской ярмарки, тем более – летом! В этом есть особенная эстетика.
С каждой картиной связаны определенные секреты – Наталья Серова может говорить о них бесконечно:
– Когда мы уже собрались ехать в Плес делать фотографии, то вдруг сообразили: для сцены, где Левитан пишет на пленэре, у нас нет ни мольберта, ни полотна! Срочно позвонила тверскому художнику Владимиру Васильеву и попросила его об услуге. Конечно, знатоки сразу увидят, что на нашей фотокартине Левитан пишет совсем не левитановский сюжет, а васильевский! Все смешалось в нашем проекте: люди, страсти, времена!
Актеры, которым посчастливилось перевоплотиться в героев этой любовной истории, никогда не забудут того, что испытали:
– Сцены для проекта снимались в экстремальных условиях, – рассказывает Илья Назаров, игравший самого Левитана. – Погода была разной: и дождь, и солнце. Однако в Новоторжских шубах было комфортно в любых условиях. Запомнилось, как мы снимали финальную сцену, где обнимаются Левитан и Турчанинова. Рядом находился пруд – моя партнерша рисковала сползти вниз по склону. Я придерживал ее и не позволил этому случиться.
– Я прочитала все, что было доступно, про Анну Турчанинову, приехала в эти левитановские места и вдохновилась ими, – рассказывает Ирина Кузина. – Анну Николаевну я играла в шубах из соболя и фишера – это было потрясающе! Когда надеваешь шубу Новоторжской ярмарки, то чувствуешь себя настоящей женщиной, способной на многое, в том числе и на любовь.
Презентация проекта «Художник. История любви» сопровождалась показами коллекций Новоторжской ярмарки «Рыжие лисы», «Белиссимо», выходами «Радуга» и «Славяночка» театра моды «Модерн» (г. Нелидово), а также песнями в исполнении известной тверской певицы Светланы Королевой. После окончания шоу зрители долго не расходились, внимательно изучая фотокартины.
В художественном мире Исаака Левитана Плес и Тверская область нераздельны. Так, в его гениальной картине «Над вечным покоем» изображена удомельская земля, а деревянная церковь «перенесена» из Плеса, где художник ее зарисовал. Поэтому в планах Новоторжской ярмарки показать проект «Художник. История любви» еще и в Удомельском районе Тверской области.
Дмитрий КОЧЕТКОВ