У жителей Тверской области есть большая потребность в получении качественной, достоверной и актуальной информации о жизни региона, но ларьки с прессой неожиданно стали превращаться в маленькие пекарни.
Этой весной жители Твери с удивлением обнаружили, что в киосках, которые ранее специализировались на продаже периодических изданий, стали продаваться кофе и пирожки. Газеты и журналы из центральной витрины переместились туда, где их не каждый может увидеть.
А где газеты?
Не беремся судить о том, насколько соответствует санитарным нормам продажа пирожков и напитков в неспециализированных нестационарных торговых точках. На бумаге от пирожков тоже могут остаться пятна. Но не это главная проблема.
Получается, что читатель идет в привычное место за газетой и может ее просто не увидеть.
Напомним, что несколько лет назад по Твери прокатилась волна сноса газетных киосков, и их вообще осталось мало. А в тех, что есть, появились непрофильные товары.
В отделениях «Почты России» в районах, где нет газетных киосков, ситуация еще хуже. Там продаются макароны, тушенка, газировка и пиво.
Читатели доверяют традиционным СМИ
Политический момент для замещения СМИ пирожками и тушенкой выбран очень неудачный. Сегодня как никогда важна проверенная информация. Большинство россиян по-прежнему больше доверяют традиционным средствам массовой информации. И это понятно – мы работаем в рамках российского законодательства, отвечаем перед читателем за достоверность того, о чем пишем.
По данным февральского опроса ВЦИОМ, треть наших соотечественников доверяют новостным и официальным сайтам, чуть больше трети – центральной и региональной прессе. Телеграм-каналы, мессенждеры и соцсети не пользуются таким доверием. Их читают, но считают, что информацию, которая поступает таким образом, надо трижды проверять. В традиционных СМИ за читателя это уже сделали журналисты и редакторы.
Недавно в Совете Федерации РФ прошел круглый стол, посвященный поддержке печатных СМИ.
«Наступление цифровой эпохи не означает гибели печатных СМИ – этого не произошло с ведущими мировыми изданиями, не произойдет и с российскими», – заявил на этом круглом столе председатель комиссии по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.
Главный редактор «Московского комсомольца» и председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев подчеркнул, что традиционные СМИ имеют большое политическое значение, которое особенно проявляется в период электоральных кампаний. На выборах в России, как известно, особенно активно голосуют представители старшего поколения, они же – основные читатели газет.
«Загонять этих людей в интернет, где они попадают в руки недобросовестных блогеров, нечестно и опасно», – заключил Гусев.
Региональную проблематику всегда отражают местные газеты. Сейчас в Тверской области их осталось очень мало, и единственное независимое издание среди них – наш «Караван Ярмарка».
Чтобы отличаться от ларька с шаурмой
По данным Павла Гусева, на 70 процентов сократилась за последние годы киосковая сеть в регионах. В законодательстве сегодня отсутствует понятие газетного киоска, поэтому для местных властей что табачный ларек, что палатка с шаурмой, что торговый объект с прессой – все одно.
Главный редактор «Парламентской газеты» Александр Коренников предложил закрепить законодательно термин «торговый объект по реализации периодической печатной продукции», это реально поддержит СМИ. Он также считает важным наделить «Почту России» социальной функцией доставлять периодику и способствовать снижению цены на подписку.
Каждая редакция сегодня – это не только журналистский коллектив, но и целая IT-компания, которая работает над продвижением сайта, отбивает кибератаки, настраивает алгоритмы просмотров в агрегаторах новостей.
Справедливо, чтобы часть льгот, которые получили IT-компании, предоставить и средствам массовой информации, предложил Павел Гусев.
Наши федеральные коллеги будут добиваться, чтобы газеты внесли в список товаров первой необходимости. Надеемся, у них получится. А кофе с пирожком лучше купить в пекарне. Это более гигиенично и вкусно.
Как купить свежий «Караван»
Мы решили пройтись по некоторым местам в центре Твери, чтобы проверить, в каких киосках и супермаркетах можно купить вашу любимую газету.
Первым был киоск печати на пересечении Новоторжской и Трехсвятской. Сторона, с которой расположена пресса, находится у дороги, на узеньком островке перед проезжей частью, стоять приходится на траве. «Караван» в наличии есть, но в стопке газет увидеть его сложно. К сожалению, большую часть ларька занимают пирожки.
Следующий по курсу «Универсам» на Тверском проспекте – здесь все в порядке. Стойка с газетами есть, а в ней вы можете отыскать и «Караван». В киоске на Тверском проспекте мы тоже смогли найти нашу и другие газеты, но им отводят очень мало места.
Двигаемся по улице Советской. В «Магните» стойка с прессой отсутствует вовсе. В «Универсаме» после продолжительных поисков газетный прилавок был обнаружен в закутке помещения. Здесь, проявив должное внимание, вы сможете купить «Караван».
Мы добрались до главпочтамта, где есть целый стенд с газетами.
«Мы ни в коем случае не отойдем от продажи газет в обозримом будущем. Мы даже их не переставляем. Каждый номер от каждого издания всегда ставим на то же место на прилавке. Газеты пользуются большим спросом, и он не падает», – пообещали нам сотрудники «Почты России».
Мы надеемся, что печатные СМИ поддержат на федеральном и региональном уровне. Сейчас большое внимание уделяется информационной безопасности, поэтому во времена фейков жители страны, в том числе в глубинке, должны получать качественную и достоверную информацию, проверенную профессиональной командой редакторов и журналистов. Очень важно, чтобы значимость печатной прессы понимали владельцы киосков и магазинов, создавая вместе с редакциями взаимовыгодные условия для покупателей.
Мария Орлова,
Александр Каравашкин
фото: Александр Каравашкин