После объявления частичной мобилизации 21 сентября рюкзаки, ботинки, камуфляж, спальники и другие товары разлетались в разных торговых точках и на интернет-площадках за считанные часы. Вслед за огромным спросом вверх поползли и цены. Предприниматель, который работает в Твери и других городах России, рассказал, как лихорадило рынок и что будет дальше с ценами на разные товары.
Мобилизацию в России объявили 21 сентября. На следующий день мужчины, получившие повестки, и их родственники бросились скупать различные товары, которые могут пригодиться во время прохождения службы.
«У нас есть небольшая розничная сеть по стране, оптовая точка на рынке ”Садовод” в Москве, интернет-магазин, а также мы торгуем на Wildberries. Наши оптовые запасы, которые мы рассчитывали распродавать в течение сезона, раскупили всего за одну неделю», – рассказывает тверской предприниматель Михаил, один из руководителей компании, которая оптом и в розницу торгует одеждой и обувью в стиле милитари, спальниками и другими товарами для туризма, охоты и рыбалки.
В эти дни приходили четыре категории покупателей: мобилизованные или их родственники, владельцы розничных магазинов, благотворительные фонды и просто мужчины, которые закупались на тот случай, если будут мобилизованы в будущем. Продавцы розничных магазинов столкнулись с большим стрессом и огромным наплывом покупателей. Им приходилось не только очень хорошо делать свою работу, чтобы удовлетворить запредельный спрос, но и пропускать через себя огромный поток человеческого горя.
К сожалению, помочь сразу всем у бизнеса не было возможности. Покупатели приходили прицениться в тверской розничный магазин, выходили на полчаса подумать, а за это время товар уже заканчивался. Приходили жены мобилизованных, которые были готовы купить даже самый дорогой товар.
«Со своими трудностями столкнулись многие наши коллеги, торгующие на маркетплейсах. В день небольшая компания может обрабатывать в среднем 200 заказов, а их поступало по 600–800. Чтобы не получить штраф от торговой площадки и не потерять свою карточку товара, им приходилось резко завышать цены на последние оставшиеся в наличии товары. Да и вообще, простые покупатели слабо представляют всю ”кухню” торговли, хотя, по мне, она очень увлекательна, есть много факторов, которые надо учитывать. А пришедший человек видит ”цена – товар”, и все, он не собирается вникать в проблемы и задачи бизнеса. Хотя, уверяю вас, большинство предпринимателей – адекватные и порядочные люди», – говорит Михаил.
Почему росли цены
Как рассказывает предприниматель, в их магазине в Твери в связи с мобилизацией стоимость товаров, которые уже были в продаже, не изменилась. Ценники поползли вверх, когда повысилась закупочная цена на новые партии товара. Дело в том, что схема проста: повышает цену производитель товара – пересчитывает розничную цену продавец. Поступательный рост наблюдается в течение всего 2022 года. Резкий рост начался весной при падении курса рубля, многие товары и комплектующие привязаны закупкой к курсу валюты. Когда национальная валюта стабилизировалась, цены тоже снизились.
Новый скачок цен был вызван резким спросом на определенные товары во время мобилизации. Так, например, погонный метр ткани «Оксфорд», которую используют для пошива наружного слоя спальников, в конце лета стоил 48 рублей, а сейчас уже 175 рублей. Поэтому, включая то, что цены выросли и на другие комплектующие, примерно на 400 рублей выросла как закупочная, так и розничная цена самих спальников, и, возможно, это не окончательное повышение. При этом производители из России и Белоруссии, с которыми сотрудничает компания нашего эксперта, загружены работой полностью на несколько месяцев вперед.
Выросли оптовые цены на многие другие товары. Так, однослойные туристические пенки в начале года стоили оптом по 200 рублей, сейчас уже 400 рублей. Туристская «сидушка» стоила в районе 100 рублей, к октябрю цена выросла до 200 рублей. А качество данных товаров только снизилось. Сейчас очень большой спрос на медицинские подсумки нового типа, которые носят с собой все военные и врачи. В России запускаются производства, где будет отшиваться такой жизненно важный для спецоперации товар.
Еще одна составляющая «высоких цен» заключается в том, что люди порой не разбираются в нюансах качества. Возьмем для примера наколенники. Это очень важный элемент экипировки, который позволяет сохранить здоровье коленей. Если резко упасть на колени в наколенниках, сделанных из простого пластика, то они просто лопнут. А вот продукция из армированного пластика выдержит большие нагрузки. А на первый взгляд товары разного качества могут быть практически идентичны по внешнему виду. И для покупателя получается картина: в одном месте дешево, в другом – дорого. И там, где дорого, там плохие люди, которые пытаются на них нажиться. Хотя это просто разные ценовые сегменты одного рынка.
Кто наживался на мобилизованных
Увидев огромный спрос на определенные товары, некоторые предприниматели решили на этом навариться. Михаил рассказывает, что на рынок «Садовод» к нему и его коллегам приходили люди, представлявшиеся сотрудниками благотворительных фондов, и хотели договориться об оптовой закупке с большими скидками. А по факту многие из них оказались посредниками «со своим интересом».
«Тверской волонтерский штаб ”Помощь Донбассу” работает адресно, напрямую связываясь с главврачами и командирами подразделений. У них есть документальные запросы на гуманитарную помощь от командиров, подтверждающие это. Многие компании из Твери и других городов активно им помогают. А когда мы спрашивали подобные документы у незнакомых нам представителей волонтерского движения, многие из них просто разворачивались и уходили, – вспоминает Михаил. – Как мы понимаем, люди искали возможность заработать на высоком спросе, зная, что близкие мобилизованных готовы на любые траты, лишь бы собрать родным все необходимое в дорогу».
Качество начало падать
Бизнес, торгующий одеждой, обувью и товарами для туризма, активно закупается как в России, так и в Китае. Российские производители, как правило, делают товары небольшими партиями, если это не госзаказ. Весь спрос они удовлетворить не могут. Неудивительно, что уже в начале октября наш российский бизнес выгреб со складов Поднебесной все, что смог. На волне спроса товары для мобилизованных начали делать производители, которые никогда этим не занимались. В итоге стало падать качество.
«Я не понимаю, чем производители руководствуются, зная, что эти товары идут на фронт? И не важно, кто будет спать в плохих спальниках – военные или медики, гражданское население или волонтеры. Сейчас требуют, чтобы спальники, которые будут использоваться на спецоперации, были шириной не менее 85 сантиметров (по военному стандарту), а одна компания привезла нам спальники шириной всего 72 сантиметра. Мы стремимся таким товаром не торговать», – рассказывает наш эксперт.
Как дальше будет вести себя рынок?
Сейчас идет его активное насыщение. Действующие российские и белорусские производители на несколько месяцев загружены как государственными, так и частными заказами. Открываются новые производства и расширяются уже имеющиеся. Многие компании везут большие партии товара из Китая. Весь сектор гражданского и военного обмундирования на время стянул всю покупательскую способность по всей стране.
«Я думаю, что после этого в какой-то момент неминуемо начнется спад, к которому бизнес, стараясь просчитать все риски, уже начал готовиться. В свою очередь покупатели постепенно научатся не гнаться за дешевизной, а выбирать качественный товар», – прогнозирует Михаил.
Андрей Сабынин