Говорите с миром на одном языке

07.10.2020, 11:24

Мечта народного учителя из Твери Андрея Мишина

В Тверской области недавно появился свой народный учитель. Им стал преподаватель английского языка гимназии № 12 города Твери Андрей Мишин. Он преподает английский язык в этой гимназии уже более 30 лет. У Андрея Мишина много званий и регалий. Он автор учебников и методических пособий по английскому языку, руководитель ассоциации учителей английского языка в Тверской области. Он обучает магистрантов-педагогов в ТвГУ и помогает коллегам-учителям на курсах повышения квалификации. И все же главное его достижение – сотни учеников, которые успешно овладели английском языком.

Английский язык и страна ручного управления

– Андрей Валентинович, в первую очередь разрешите поздравить вас с профессиональным праздником и получением звания «Народный учитель». Вы поддерживали введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку. Недавно государство перенесло воплощение этой идеи на неопределенный срок. Как вы к этому относитесь?

– Я мечтаю о том, чтобы дети России владели иностранными языками, и многое делаю для того, чтобы эта мечта стала реальностью. В нынешней ситуации у меня две противоположные точки зрения. Я человек, который реально представляет, что у нас творится в образовании, в том числе с преподаванием иностранных языков. Это нехватка учителей, их перегруженность, невысокая мотивация детей, особенно в глубинке. Они не стремятся освоить иностранный язык, чтобы путешествовать, получать информацию на английском языке. С этой точки зрения я понимаю, что мы пока не готовы вводить обязательную государственную аттестацию по иностранному языку.

С другой стороны, я понимаю, что у нас страна ручного управления. Чиновники развивают только то, что становится обязательным. К сожалению, такая модель работает во многих сферах жизни, в том числе и в образовании. Почему дети активно занимаются русским языком и математикой? Потому что понимают, что без знания этих предметов аттестат об окончании школы не получить.

Мы отказались от идеи введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку, даже не начав его апробацию. В течение пяти – семи лет ей просто пугали учителя. А теперь, получается, что можно расслабиться. Но я верю в то, что это временная ситуация.

Один из комитетов Госдумы, который принимал решение об отмене введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку в 2023 году, написал в своих документах, что страна не готова и что нужно дальше создавать условия. Теперь важно, чтобы эту историю не отложили в долгий ящик, чтобы уже сейчас начали что-то делать. И я, как народный учитель, буду спрашивать с наших чиновников.

С двойки на тройку с плюсом

– Вы как методист и автор учебников объездили вдоль и поперек всю Россию. Как вы оцениваете сейчас уровень английского языка в школах страны в целом и конкретно в Тверской области?

– Сейчас ЕГЭ по иностранному языку дает один из самых больших баллов среди всех предметов. Дело в том, что экзамен сдают в среднем 10% школьников страны. Они обладают хорошими знаниями и подготовкой. Они серьезно готовятся, учатся в хороших, часто специализированных школах.

В каждом регионе есть мощные, серьезные школы, которые реально дают знания по английскому, немецкому, французскому и другим языкам. А в небольших городах и селах ситуация намного хуже. Здесь ощущается большая нехватка преподавателей в первую очередь иностранных языков.

Мы в Тверской области совместно с нашим центром оценки качества образования проводили несколько срезов. Мы брали учеников седьмых классов простых школ региона и в течение четырех лет тестировали их на знание иностранного языка. Сегодня эти дети десятиклассники. В первые годы по пятибалльной шкале в среднем эти ученики получили чуть выше двух баллов. Мы начали разбираться в ситуации, стали помогать учителям на разных курсах. Сейчас средняя оценка 3,5 балла. Это уже лучше. Но ситуация все равно печальная. А в связи с отменой идеи введения обязательного ЕГЭ средняя оценка может снова скатиться на двойку.

Мощный фактор развития человеческой личности

– Многие родители отмечают, что дети и так перегружены занятиями. В старших классах обучение строится вокруг подготовки к ЕГЭ. Приходится много заниматься, в том числе с репетиторами, чтобы сдать экзамены. Еще один обязательный экзамен усугубил бы эту ситуацию. Так что многие родители вздохнули спокойно.

– За основу ЕГЭ по английскому языку взяты кембриджские материалы, которые переработаны с учетом российских стандартов. Этот экзамен невозможно сдать хорошо, если ты задумал подготовиться к нему в короткие сроки. Нужна системная подготовка в течение многих лет. И это можно сделать без всякого натаскивания, просто тренируя те навыки и компетенции, которые тебе потом пригодятся в жизни.

Я уверен, что предметы в школе нужны не для того, чтобы их сдавать. Они должны давать практические навыки. Знание иностранного языка дает возможность путешествовать, легко находить нужные тебе знания в море информации на английском и других языках. Но даже это не главное. Научно доказано, что изучение иностранных языков – это мощный фактор развития личности человека. Во многих странах люди изучают иностранные языки и в зрелом возрасте, потому что это помогает им избежать многих болезней и сохранить ясный и острый ум и в глубокой старости.

Я вижу по своим ученикам, что они не только хорошо выучили язык, но и научились учиться, получили компетенции XXI века. Среди них – умение проявлять свое творчество через разные проекты, работа в группах, развитое критическое мышление.

Иностранный язык – один из самых гибких предметов в системе образования. В советское время иностранный изучали всего один раз в неделю, но уже тогда применялся деятельный подход. Мы все равно что-то делали, а не просто заучивали параграфы. В языке важны знания, но они все же вторичны. Сейчас английский изучают от 2 до 11 часов в неделю. Так что ситуация намного улучшилась.

Рыцари круглого стола учат английский

– Насколько сейчас грамотно выстроен процесс обучения иностранному языку в школах и какова в нем роль учителя?

– В России изначально неправильно заложен стандарт обучения иностранному языку. Мы часто ставим цели «читай, переводи», которые достались нам еще от советской школы. В итоге ученики получают мертвые знания, приезжают в другую страну и ничего не могут сказать. Нужно искоренять такие подходы. Язык нужен для общения, получения важной для тебя информации.

Устройства компании Apple недавно обновились. В них появились очень хорошие программы синхронного перевода. И технические возможности будут только расти. Поэтому дети могут не понимать, что знание иностранного языка пригодится им в будущем.

Главная задача учителя – своим примером показать, что изучение языка очень увлекательно. Не нужно перегружать учеников знаниями, которые и так можно легко найти в интернете. Уроки, где главенствуют правила «читай, переводи», «учи слова», не интересны современным детям. Очень важно подбирать для уроков интересные, творческие материалы и задания, вести активную проектную деятельность с учениками. Задача учителя через изучение языка научить детей важным навыкам в жизни – добывать, обрабатывать и применять информацию. Увлечь детей может только учитель, которому самому интересно изучать язык и преподавать в школе.

Мои дети видят, что я в своем кабинете смотрю новости и познавательные передачи на английском. Меня окружают книги на этом языке. Я рассказываю ученикам о тех фильмах и сериалах, которые посмотрел на английском. Учитель – это тот, кто вдохновляет, показывает, что изучать язык это увлекательно и очень полезно. Даже сам кабинет должен быть особенным.

У меня дети во время уроков сидят за круглым столом. Общение – это главное в изучении языка, поэтому стандартный подход с тремя рядами парт тут совершенно не подходит. Когда дети сидят вокруг тебя, как рыцари круглого стола, они по-другому воспринимают сам предмет.

Учитель показывает ученику, что он тоже много занимается, что он не знает язык, потому что выучил все слова. Например, я честно говорю своим ученикам, что не знаю всех слов. На уроках мы часто используем словарь. И это возможность обрести хороший навык работы с информацией.

– Вы ведущий автор учебника по английскому языку для 2-11-х классов Team Up. Это совместный проект издательства «Просвещение» и старейшего британского издательства Pearson. Чем он отличается от уже существующих учебников?

– Мы вместе с британцами создали наш учебник за четыре года. Он успешно прошел все апробации, в том числе в школах Тверской области. Учебник очень понравился и детям, и учителям. Его главный смысл – учить общению. В нем нет перегруженности сложными текстами, страшно скучными упражнениями. У нас много аудио- и видеоматериалов в нашем курсе, много небольших заданий, которые не вызывают у учеников сопротивления. Если в ноябре мы попадем в федеральный перечень, то учебник станет одним из альтернативных.

Какие изменения нужны в системе образования

– Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы российское образование было готово к введению обязательного ЕГЭ по иностранному языку?

– В первую очередь нужно перестроить систему педагогического бакалавриата в университете. Не секрет, что сейчас на педагогический факультет идут в первую очередь для того, чтобы выучить язык, а не для того, чтобы потом стать учителями. Сама система образования этому потакает. Важно поставить перед вузами цель подготовить именно учителя, а не мифического специалиста-лингвиста или филолога. Нужно четко выработать систему подготовки таких специалистов. Ее основой должна стать практика. Как готовят врачей? С первого курса будущий врач очень много времени проводит в больнице. А как учителей? На последних курсах 2–4 недели практики, и всё. Конечно, у молодого специалиста, пришедшего на работу, может быстро возникнуть к ней отвращение.

Второй важный шаг – формирование единой системы оплаты для учителей по всей стране. Существующее финансовое неравенство нужно устранить. Почему хороший учитель в Твери должен получать меньше своих коллег в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и других крупных городах? Учитель – профессия федерального уровня. В Германии учитель приравнивается к государственному чиновнику. В России учитель тоже должен получить такой статус.

«Дети не были брошены, потому что не были брошены учителя»

– Перед 1 сентября из многих школ Тверской области уволились учителя. Нехватку педагогов ощутила даже гимназия № 12. Учителя не выдерживают нагрузки, которая свалилась на них в связи с коронавирусной историей?

– Я заместитель директора нашей гимназии и хорошо знаю ситуацию изнутри. К счастью, мы добрали нужное количество учителей. Сейчас в гимназии 66 классов. Когда начался карантин, мы не бросили своих учителей, а начали им помогать в освоении технологий удаленной работы. Как мне известно, в некоторых школах почти не было никаких занятий. Дети просто получали задания от учителей.

Родители видели, что в апреле – мае с их детьми работали. Наши учителя искали новые формы обучения. Так, например, учитель физкультуры учил детей жонглировать картошкой.

Неудивительно, что кто-то уходит из профессии. У людей просто кончаются силы. Я преклоняюсь перед всеми учителями, которые в этих непростых условиях продолжают учить детей. Например, у нашей гимназии два корпуса. Дети приписаны к кабинетам. Учителя, а многие из них немолоды, бегают по четырем этажам и между двумя нашими зданиями.

Чиновники хотят сохранить здоровье учеников. Дети сидят все уроки в одних классах. Но они общаются с другими детьми перед и после уроков, а также во время перемен. А при этом бегать между кабинетами должны учителя. Только учителей иностранных языков миновала эта участь. Нам разрешено работать в своих кабинетах. К нам на уроки приходит только половина класса. Это так называемые малые группы. Их разрешено обучать по старинке.

Какие школы осенью могут перейти на удаленку

– Сейчас ходят слухи о новой волне коронавируса и введении удаленки. Например, школьникам Москвы продлили каникулы с одной до двух недель.

– Это неправильное решение, на мой взгляд. Ну, хорошо, вы дали детям еще неделю отдыха, а чем вы будете занимать их в это время? Тем более многие семьи восприняли это как возможность отдохнуть. Москвичи массово скупают билеты в Турцию, Крым и на курорты Краснодарского края.

Я считаю, что-то уже сейчас можно перевести на удаленку. Мы в нашей гимназии факультативы, элективные курсы, дополнительные услуги с этого учебного года поставили в систему дистанционного обучения. Сегодня часть моих уроков проходит в онлайне, а часть в офлайн-режиме. Удаленка, если ее правильно организовать, может быть очень приятной вещью. Она мне понравилась, просто надо правильно ее организовать.

Но детей не получится вечно держать на удаленке. Школа – это не только инструмент получения знаний, но и среда социального формирования человека. Детям нужен коллектив. Я наблюдал 1 сентября, как дети радовались, что полугодовой карантин наконец-то закончился.

Надеюсь, массовой удаленки не будет. К ней не готова ни наша экономика, ни наше образование.

Беседовал Андрей САБЫНИН

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.

318 0
Лента новостей
Прокрутить вверх