Много лет хорошей предрождественской традицией было для тверских журналистов посещение кофеобжарочного завода в Боровлеве. И в этом году мы не нарушаем эту традицию, хотя на заводе произошли большие перемены: теперь здесь выпускают кофе под новым брендом Poetti.
Мы беседуем с директором цепочки поставок компании «МилФудс» Сергеем Юшиным о произошедших за этот год переменах, сегодняшнем дне предприятия и его перспективах.
– Сергей, вы работали на этом заводе, когда он принадлежал компании-предшественнику?
– Да, я работаю на этом заводе шесть лет.
– Значит, вы, по сути, строили этот завод?
– Не могу сказать, что строил, но небольшую часть, да. Я горжусь тем, что у нас на заводе и в компании есть сотрудники, которые строили завод.
– То есть потребители вашего кофе могут не бояться, что какая-то преемственность нарушена. Качество кофе то же, сотрудники те же?
– Качество – это тот компонент, на компромиссы с которым мы не пойдем никогда. Когда финская компания приняла решение об уходе, она уходила вместе с брендом. Poetti – это наш российский бренд, он зарегистрирован Роспатентом. Коллектив предприятия сохранен в полном составе.
– Это название имеет какой-то смысл, что-то в переводе означает?
– Это красивое слово, учитывающее то, что для нашего потребителя кофе стойко ассоциируется с Италией. Было очень много вариантов, проводились исследования с участием покупателей, и больше всего голосов они отдали названию Poetti.
– Партнерство с теперь уже «Вкусно – и точка» сохранилось?
– Да, мы партнеры. Для «Вкусно – и точка» кофе – это трафикообразующий продукт. Поэтому очень важно было сохранить качество, вкусовые характеристики. Важно, чтобы было узнавание, ведь потребитель привык к напиткам, которые предлагает эта сеть быстрого обслуживания.
– Шесть лет вы работаете здесь, и за эти шесть лет у нас в России произошла революция в потреблении кофе. Россияне почти перестали пить растворимый кофе, они предпочитают заварной кофе, очень популярен формат «кофе с собой». В большом количестве появились кофемашины, и россияне стали привыкать к хорошему кофе.
– Мы этот рынок очень плотно отслеживали, это абсолютно верное утверждение. Потребление кофе растет двузначными цифрами, более 10% каждый год прирост кофейного рынка именно в натуральном сегменте. Следует отметить, что Россия была традиционно чайной страной и буквально некоторое время назад, около трех лет, сложилась паритетная ситуация, кофейный рынок сравнялся с чайным.
Рынок натурального кофе растет быстрее как раз за счет премиальных продуктов. Верным будет сказать, что потребитель в России привык и начинает больше потреблять премиальный кофе. Причем рынок зернового кофе растет быстрее, чем молотого. Появляются кофемашины, и потребителю важно самому помолоть зерна, приготовить кофе правильно.
Культура потребления кофе развивается очень быстрыми шагами, и это нашему бизнесу на руку.
Ключевое, чем мы обладаем прямо сейчас, – это наш опыт, накопленный за 11 лет работы предприятия. Мы не потеряли никого из сотрудников. Даже в этот период, довольно сложный для компании, когда мы прекратили производство предыдущего бренда и начали работу над новым, в компании появились новые позиции. У нас появились сотрудники с громадной экспертизой и профессионализмом, с огромным опытом в кофейной индустрии. Сотрудники, которые имеют различные международные сертификаты, которые являются даже судьями международных чемпионатов. Мы не только сохранили свою экспертизу, мы ее даже приумножили.
– А у вас не было идеи перейти на кофе для капсульных кофеварок? У меня, например, капсульная кофеварка Nespresso, и капсулы для нее постепенно исчезают из продажи.
– Очень хороший вопрос, спасибо. Я даже скажу больше, мы еще в рамках Петербургского международного экономического форума, куда нас администрация Тверской области в этом году пригласила, презентовали наш новый бренд и объявили, что мы планируем запуск новых категорий. И одной из первостепенных задач для нас является запуск кофейных капсул премиального качества. Это перспектива 2023 года. Но у компании, помимо этой инициативы, есть вещи, о которых мы тоже в рамках ПМЭФ говорили. Это выпуск растворимого кофе, потому что это по-прежнему существенная доля кофейного рынка России. Мы рассматриваем расширение нашей площадки здесь, в Боровлеве, строительство новых производственных площадей.
– Откуда ваши поставщики сырья, из каких стран? Как вы застрахованы от неурожая кофе?
– Кофе – биржевой товар, его мировую стоимость определяет биржа. Это касается и арабики, и робусты, это два основных ботанических вида кофейного зерна. Урожайность в любой из выращивающих кофе стран мы отслеживаем в рамках нашей функции закупок.
Это, кстати, новая для нас вещь, раньше мы не закупали сырье самостоятельно. Мы сохранили различные вкусы кофейных блендов под разные предпочтения потребителей. Поэтому наша география – весь кофейный пояс Земли: это Южная Америка, прежде всего Бразилия, это Центральная Америка как отдельный производитель кофе с особенными оттенками, это Африка, поскольку этот кофе обладает богатыми ароматическими нотками, цветочными. Африканский кофе обязательно используется для создания наших кофейных блендов. И есть бленды с робустой премиального качества.
Совсем недавно мы попробовали закупать кофе из Западной Африки. Традиционно его в России не было, этот кофе шел по большей части во Францию. Это очень ароматный кофе.
– Говорят, что в России не так важен аромат кофе, у нас предпочитают крепкий и горький кофе.
– Если сравнивать рынки разных стран, выявляются интересные предпочтения. Например, Финляндия – лидер по потреблению кофе. Там потребляют более 13 килограммов зернового продукта на душу населения. А в России всего 1200 граммов. Но при этом там предпочитают слабый кислый кофе, который кружками пьют. Россияне действительно предпочитают крепкий, более насыщенный напиток, разница очень заметна.
– А тверские кофейни уже стали вашими партнерами?
– Наш стародавний партнер – «Чикен Хауз», с которым у нас есть прямые контакты. Вообще, с большими сетевыми ресторанами и кофейнями мы работаем напрямую, с бизнесами поменьше работаем через дистрибьюторов.
Вы упоминали формат «кофе с собой». Необязательно ценители кофе идут в сеть, если рядом есть хорошая кофейня, которая готова работать на хорошем зерне, с хорошим качеством. В этом выгода таких крупных производителей, как мы.
– Есть проблема продуктов российского производства: они не всегда одного и того же качества.
– У нас строгая система управления параметрами обжарки. Каждый компонент выверен, нет такого, чтобы качество менялось в зависимости от каких-либо внешних обстоятельств.
На заводе выстроена система контроля качества, исходящая от сотрудников. Поощряем их за идеи, за предложения в сфере безопасности, качества. Сложилась такая практика, что выше качества продукта и охраны труда нет ничего. У нас бывают примеры, когда по каким-то причинам мы бракуем поставки сырья. Это огромные деньги, но в вопросах качества не может быть никаких компромиссов.
Ни одна жалоба не остается без внимания. Для нас реакция потребителя – это последний этап процесса контроля качества. Это многоступенчатый процесс, который берет начало от выбора поставщиков зеленого кофе, продолжается уже на заводе в виде входного контроля, дегустаций, измерения весовых, вкусовых характеристик и заканчивается уже обратной связью от потребителя. Любая поступающая к нам информация, даже посты в соцсетях, это очень важно. Мы ищем потребителя, высказавшегося о нашем кофе, реагируем на эти сообщения, поскольку считаем это крайне важным. Поэтому любой отзыв – это очередной шаг в работе над качеством.
– Знаете, несколько лет назад, когда я беседовала с руководством завода «Шелл», который у нас под Торжком работал, мне подумалось, что, даже если «Шелл» может уйти, умение работать останется. Это то положительное, что привнесено иностранным инвестором на нашу тверскую землю, – вложения в человеческий капитал, которые останутся.
– Абсолютно. Я того же самого мнения и формулирую это для себя теми же словами.
– Где вы берете кадры? Сами обучаете?
– Никогда готовые специалисты к нам не приходили. Да и на другие заводы, наверное, тоже. Есть очень много компаний, которые, исходя из кадровых запросов, приходят в учебные заведения, приглашают студентов на практику. Это очень классный лифт.
Недавно мы общались с главой Калининского района Андреем Зайцевым. Говорили про сельские школы, их состояние. И пришли к выводу, что очень важно, чтобы школьники видели культуру производства, другой уровень жизни и работы. Сейчас мы хотим возобновить экскурсии для ребят из Калининского района на наше предприятие.
***
А пока на экскурсию пошли мы, журналисты «Каравана». Мы прошли все цеха – от склада сырья со свежим и необычным ароматом зеленого кофе до лаборатории, где была возможность продегустировать все создающиеся бленды кофе Poetti. Сотрудники говорят, что кофе не надоедает: даже те, кто раньше не пили кофе, придя на завод, стали его фанатами.
Так что хорошая новость есть: настоящий кофе продолжает создаваться под Тверью и никуда не денется из торговых сетей и общепита.
Кофе бренда Poetti можно приобрести во всех торговых сетях, тверских гипермаркетах «Лента» и «Глобус», на маркетплейсах и у дистрибьюторов. Больше информации – на сайте www.poetti.ru.
Мария Орлова
фото: Наталья Щербина, компания Poetti