Тверской студент на «удаленке» – как это было
Закончилась самая странная весна в истории российского студенчества. Наш автор Полина Готлиб рассказывает о своем опыте дистанционного обучения в Тверском государственном университете. Смогли ли студенты выдержать испытание «удаленкой»?
Во время карантина и по совместительству трудовых будней на даче, чтобы скрасить время, я начала слушать подкасты. В списке десяти лучших iTunes-каналов мне попался подкаст под названием «Будет сделано» – это авторский проект Никиты Маклахова о том, как жить и работать в согласии с собой. И первым прослушанным выпуском стал выпуск как раз под названием «Хроники войны с диваном». В нем, как можно догадаться, речь идет о силе воли. Приглашенный гость дизайнер Людвиг Быстроновский говорит следующее: «Если долго себя заставлять и игнорировать потребности, внутренний ресурс закончится. Тебе ничего не будет в радость. Выход один: дать себе свободу, отстать от себя, уйти в режим зимы». После этой фразы и прослушанной беседы в целом мне в голову пришла мысль, что наш режим самоизоляции является своего рода «режимом зимы».
Будучи оптимисткой, я думаю, что в настигшем нас карантине следует в первую очередь искать плюсы и возможности и что каким бы ни был полученный от дистанционной учебы или работы опыт, это все же опыт, это возможность выйти за рамки привычного (учебного и рабочего) процесса, составить об этом свое мнение и в дальнейшем лучше понимать, какой режим подходит именно вам. Что касается меня, то мне нравится возможность чередовать офлайн и онлайн, но в работе с людьми однозначно предпочтительнее офлайн.
О дистанционном обучении в роли ученика
Когда приказ о переходе на дистанционное обучение только вышел, дата его окончания не была указана, и многие из нас предполагали, что эта мера введена не более чем на месяц. И вот пошел уже третий месяц, как лекции проходят в онлайн-режиме. Разумеется, отношение к такому формату обучения у всех разное. Кто-то находит очень удобным возможность присутствовать на паре, не вылезая из-под одеяла или делая параллельно домашние дела, а кто-то в этих условиях обучения чувствует себя очень стесненным. Это зависит и от пресловутого деления на интровертов и экстравертов, и от условий в семье, и от качества преподавания в конкретном учебном заведении.
Первые две недели дистанционной учебы абсолютным большинством студентов, включая меня, были восприняты положительно. Отпала необходимость ездить на новом далеко не самом удобном «Транспорте Верхневолжья» в восемь утра, появилось больше свободного времени, а пребывание в четырех стенах еще не успело надоесть. Большая часть наших преподавателей ответственно отнеслись к переходу на дистанционный формат: в соответствии с каждым предметом были созданы группы в системе Microsoft Teams для ведения онлайн-лекций и загружены практические задания в ЛМС (электронную учебную систему, которая и до того работала в нашем университете. – Прим. авт.). Некоторые педагоги, однако, ограничились только выгрузкой заданий и потом не разбирали их выполнение. Такая практика не подходит для изучения иностранного языка, ведь одной из ключевых составляющих в его освоении является говорение, да и в разборе грамматики обязательно нужны комментарии преподавателя.
Наша кафедра смогла быстро адаптироваться к переходу в онлайн-режим. Но даже с учетом хорошей интерактивной работы с помощью разных платформ очное обучение, на мой взгляд, дает больше, ведь, посещая занятия, студенты не просто получают информацию из учебников, они в целом погружаются в образовательную среду.
От одного преподавателя можно получить ценные наставления во время живого диалога, а от другого заряд мотивации, просто видя пример умного, интересного, да к тому же любящего свое дело человека. Взаимодействие через Skype, Zoom или тот же Microsoft Teams все же не дает такого эффекта. Да и общение с другими студентами является важной частью учебного процесса. Кто-то начал самоизоляцию бодро, но с течением времени все равно начал терпеть поражение в «войне с диваном».
О дистанционном обучении в роли преподавателя
Параллельно с опытом удаленного обучения мне удалось получить небольшой опыт удаленного преподавания. Раньше, занимаясь иностранным языком со школьниками дополнительно, я не рассматривала для себя онлайн-формат, ведь в ходе урока нужно не только сухо объяснить какую-либо тему и помочь с домашним заданием, но и поддержать некоторое дружеское общение, чтобы занятия проходили продуктивнее и интереснее. Разумеется, делать это по Skype гораздо сложнее, чем сидя рядом с ребенком.
К сожалению, текущий опыт не развеял моих убеждений о неудобстве дистанционных уроков. Например, во время занятий мне часто приходится что-то писать или рисовать схематично. Конечно, занимаясь дистанционно, можно воспользоваться программами типа Paint или открыть Word, но куда проще сделать это, взяв обычный карандаш и листок.
Я сочувствую нашим преподавателям, они были лишены дела своей жизни – общения со студентами. По итогам карантина уже делается такой вывод: дистанционное обучение имеет перспективы как массовое и доступное миллионам. Но все равно считаться учеником какого-то выдающегося ученого может только тот, кто слушал его лекции и присутствовал на его семинарах вживую.