В малом зале Тверского городского музейно-выставочного центра прошла выставка работ народного художника России Николая Викторовича Дочкина (1935–2015) «Цвет небесный…», приуроченная к предстоящему 85-летию со дня его рождения. В экспозиции более 50 работ мастера кисти, написанных в разные годы.
В творчестве автора можно выделить три периода: ранний, относящийся к 1960–1970 годам (период становления, поиска своего места в искусстве); зрелый – 1980–2005 годы (время интенсивной творческой работы) и последние 10 лет жизни художника, когда мощная внутренняя сила большого мастера сочетается с глубокими эстетическими и философскими раздумьями.
Заявив о себе в начале творческого пути как «художник цвета», Николай Дочкин упорно работал, развивая художественное видение и стараясь постичь глубину созерцаемой реальности. У него солнце и небо всегда «были в соавторах», предлагая бесконечное разнообразие цветов и оттенков.
Молодой Дочкин, бесконечно работая на пленэре, изображал деревенские окрестности и живописные улицы Калинина, парки и волжские набережные. Среди ранних произведений особое внимание притягивают к себе те, что посвящены озеру Селигер, доминантой их является небо – реальное и одновременно фантазийное («Сказ о Селигере»).
Зрелый период творчества Николая Дочкина продуктивный и разнообразный. Картины, созданные в 1980–2005 годах, яркие, мажорно звучащие, притягивают своей поэтичностью, мастерством исполнения и сильной энергетикой. В их числе работы, написанные на Байкале и давно не экспонировавшиеся («Байкальское солнце», «Бурный день на Ангаре», «Дом бакенщика», «Сибирская деревня на Ангаре»), а также такие крупномасштабные полотна, как «Царский тракт» и «Облака над Окой».
Он воспевал весну в Твери
В экспозиции немало работ о весне. И это не случайно. Николай Дочкин всегда связывал приход весны с обновлением и радужными переменами в жизни, в этом очень показательна работа «Ледоход», являющаяся главным полотном выставки. Растаял и тронулся лед, колокольный звон, возвещая об этом, пробуждает природу, пространство и человеческую душу.
Последние 10 лет жизни художника – период особый. Резко и быстро менялась жизнь вокруг, и тонкая организация творческого человека не могла не ощущать этого. Мастер вновь писал большие полотна, изображая близлежащее пространство – двор мастерской, набережную Волги, бульвар Радищева. Все больше он просвечивал холст в картинах, и все более условным становилось изображение. Так художник искал новые способы выразительности, одним из которых стал принцип музыкальности, нашедший отражение в названиях работ: «Звуки осени», «Звон осени», «Последний аккорд».
Исповедальная живопись
Мне повезло. Волею случая моим гидом по выставке выступила супруга художника Татьяна Малькевич. Она обстоятельно рассказала о некоторых примечательных работах автора, характеризующих особенности его творческой манеры и стиля, раскрыла идейный замысел каждой картины.
Из беседы с ней я узнал некоторые любопытные детали, касающиеся жизни и творчества живописца. Так, первоначально художник собирался быть скульптором. Его первая работа в этом виде творчества – скульптура моряка – была установлена в Североморске. Николай Дочкин вместе с двумя другими художниками участвовал в росписи стен (персонажи сказок) Тверского театра кукол.
Писал картины Николай Дочкин быстро, например, полотно «Дыхание весны» он создал буквально за два дня. И это вовсе не спешка, а желание как можно точнее запечатлеть «пойманное» однажды мгновение и отразить на холсте взволновавшее его как художника состояние природы.
Спрашиваю у Татьяны Малькевич, каким по характеру он был.
– Очень мягкий, добрый человек. Никогда не повышал своего голоса. В каждом человеке видел что-то положительное. Стремился помочь людям. Все его любили. Он был очень предан искусству. Он существовал в нем.
А о зрелом периоде его творчества она сказала следующее:
– Многие современные художники критикуют действительность, Дочкин этого не делал. Он все глубже и глубже уходил в себя. Его творчество с годами становилось все более исповедальным. Он искал ответ на вопрос, что надо делать, чтобы всем нам было лучше. Искал в глубине своих работ
О художнике
Народный художник России Николай Викторович Дочкин родился 20 мая 1935 года в Тульской области. В 1949 году переехал с семьей в город Калинин. Начальное художественное образование получил в детской художественной школе. В 1953–1955 годах учился в Елецком художественном училище, с 1959 по 1962 год – в Московском областном художественном училище.
С 1968 года член Союза художников РСФСР и активный участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных выставок, лауреат и дипломант многочисленных конкурсов. Работы Дочкина находятся в государственных музеях России, а также в частных коллекциях России, Европы и США.
Художник Николай Дочкин ушел из жизни 5 октября 2015 года, похоронен на Дмитрово-Черкасском кладбище Твери.
Александр АРСЕНОВ