Каждый человек по-своему воспринимает реальность. Для музыкантов она звучит самыми разными музыкальными красками. Три года назад драматический театр зазвучал и запел совершенно по-новому. В театр в качестве заведующий музыкальной частью пришла Иоланта Мельникова. Зрители уже смогли насладиться ее музыкальными сказками.
А в конце мая в театре ожидалась премьера масштабного исторического спектакля Иоланты Мельниковой «Невольники» (История любви Соломонии). В эксклюзивном интервью «Караван. Ярмарке» Иоланта рассказала о работе над спектаклем, своем творческом пути, музыкальном взгляде на мир и о том, как любую работу превратить в любимое хобби.
Вся труппа драматического театра окунется в средневековье
— Иоланта Евгеньевна, теперь зрители смогут увидеть ваш спектакль «Невольники» только в следующем сезоне. Продолжается ли во время отпуска работа над постановкой?
— Несомненно. Особенность творческого процесса заключается в том, что нельзя останавливаться. Даже если в настоящий момент у нас с артистами нет возможности репетировать, но работать над анализом образов, выстраивать мизансцены можно и на карантине. Такая вынужденная «передышка» дала мне возможность без спешки многое переосмыслить , дописать музыку к спектаклю.
— Когда начнутся репетиции спектакля?
— Наш отпуск продлен до 3 августа. Когда начнутся репетиции, еще непонятно. Про новую дату премьеры говорить пока рано. Спектакль очень масштабный. У многих персонажей не по одному костюму. Средневековая одежда предполагает многослойность, ярусность.
В спектакле занята вся труппа, и это мне кажется символичным. Смысловая нагрузка ролей в целом одинаковая. В спектакле нет проходных ролей. Каждый персонаж, как зеркало, бликует своими красками и создает атмосферу спектакля. У меня нет задачи реконструкции русского средневековья в её исторической точности. Гораздо больше интересует психология человеческих отношений, которая остаётся актуальной во все времена и во все эпохи.
— Как родилась идея этого спектакля?
— Все значимое в жизни происходит совершенно случайно. Однажды мне попалась книга Анатолия Рогова «Выбор». Я прочитала и поняла, что шестнадцатый век–это совершенно неведомая для нас история. Это время, когда правили Иван III, Василий II и Василий III. Эти три царя в школьных учебниках проходят вскользь. О них мало что известно. И тем более, почти ничего не известно о женщинах той эпохи. Я смотрю на эти события женскими глазами. Женские судьбы и персонажи мне особенно интересны. Хотя сам спектакль я называю мужским.
Роковой выбор и бумеранг судьбы
— Мужской спектакль с женской точки зрения?
— Да. В этой пьесе женщина выступает в несколько пассивной роли. Она – жертва, принимающая обстоятельства своей судьбы, бессильная на что-либо повлиять. Она невольница, впрочем, как и все герои этой истории. В этом идея спектакля – понять кто мы? Властители судеб или жертвы обстоятельств. Никто не свободен в абсолютном смысле этого слова. Для Великого князя власть, данная от рождения, по сути, является его кандалами, его личной неволей. Интересной будет попытка понять природу и мотивацию поступков Василия 3. Что для него верховная власть? Сила способная принести благо государству, и потому требующая принесения «малых» жертв во благо многих, или же это скрытые амбиции тщеславного человека, готового растоптать самое дорогое, дабы сохранить в руках скипетр и жержаву?
Напомню, что Василий III – это царь, который первым в истории Руси создал прецедент бракоразводного процесса. До этого только смерть могла разлучить супругов. Всё как в клятвах. А Василий III, находясь в здравом уме и доброй памяти, решил развестись со своей бесплодной женой Соломонией, и женился на Елене Глинской. У них родились сыновья, один из которых, в последствии, превратится в царя Ивана Грозного. На нём род Рюриковичей прерывается…
«Я не верю в онлайн репетиции»
— В период вынужденного отдыха вы продолжаете работу с артистами над ролями в удаленном режиме?
— У всех артистов материал на руках. Пройден период застольных читок, когда мы разбирали персонажей. В процессе построения сцен найдутся новые краски. То, что было в первоначальном замысле к выпуску спектакля может сильно измениться. В онлайн-репетиции я не верю. При человеческом общении можно уловить множество мелких обертонов, почувствовать энергетику человека. Веб-камера, даже очень хорошая, не способна это сделать. Пусть лучше актеры посвятят это время отдыху, ведь их работа очень эмоционально емкая. За несколько часов спектакля артист переживает столько эмоций, сколько обычному человеку хватит на неделю.
Композитор с юридическим образованием
— С чего началась ваша музыкальная карьера?
— В шестилетнем возрасте я пошла учиться в музыкальную школу. Моя мама профессиональная актриса, и у меня никогда не стоял выбор кем быть. Я с раннего детства мечтала связать свою жизнь с музыкой и театром. У меня есть высшее юридическое образование. Я специалист по гражданскому праву. Это образование было нужно мне, чтобы систематизировать и упорядочить свое мышление.
Сейчас я себя в первую очередь воспринимаю как композитора. Все остальные направления естественно вытекают из главного. Как написать песню, если ты не умеешь писать стихи? На свои стихи писать музыку лучше всего. Если ты пишешь стихи, то как не заняться драматургией? Если ты занимаешься драматургией, то изучение сценографии, живописи становится для тебя естественным. Я постоянно учусь. У меня за спиной куча школ и творческих лабораторий.
Настоящая идиллия и площадка для экспериментов
— С 1995 по 2010 годы вы работали в доме культуры поселка Радченко Конаковского района. Расскажите, пожалуйста, об этом периоде вашей театральной карьеры.
— Для меня это была лаборатория, в которой я находила свой стиль и оттачивала свое мастерство. Для того, чтобы что-то сказать миру, нужно долгое время поработать с собой наедине. ДК в поселке Радченко стал для меня настоящей идиллией, где никто не суетился, где можно было смело экспериментировать.
— Как вы подбирали артистов?
— Наш театр был лучшим музыкальном театром Тверской области. Главным требованием к актерам-любителям было искренне желание играть на сцене. А передо мной как режиссером спектакля стояла задача – недостатки своих артистов превращать в достоинства.
— Что стало с театром, когда вы ушли из него?
— Он прекратил свое существование. В мире очень много авторских вещей. И если человек уходит из проекта, он может очень сильно измениться или прекратить свое существование. Это хорошо, ведь творчество не конвейер. Нельзя одного человека просто заменить другим. Любая замена рождает что-то новое, совершенно уникальное.
Невероятная сказка с настоящими волшебниками
— Какими были ваши первые шаги на профессиональной сцене?
— Когда я поняла, что готова работать на профессиональной сцене, я пришла в кукольный театр. С ним я сотрудничаю в качестве композитора уже 18 лет. «Заколдованное королевство» — первый спектакль театра кукол, к которому я написала музыку. Я помню, как в пять лет впервые попала в этот театр. Я смотрела спектакль «По щучьему веленью». Мне казалась это невероятной сказкой, а люди, которые работали за ширмой, волшебниками. Если бы мне сказали тогда, что когда-нибудь я тоже буду стоять за кулисами и даже писать музыку для спектаклей, я бы не поверила.
Как художник-постановщик я поставила в театре юного зрителя Твери спектакль «Полианна». В театре драмы, который стал новой ступенькой моей театральной карьеры, я поставила в качестве режиссёра музыкальные спектакли «Мертвая царевна» и «Золушка.
Как композитор с удовольствием приняла участие в постановках спектаклей режиссёра А.Павлишина «12 стульев» и «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
— На каких инструментах вы играете?
— Я играю на фортепьяно и люблю скрипку, но не играю на ней профессионально. Я закончила школу, музыкальное училище, училась в Российской академии музыки имени Гнесиных. Когда хобби совпадает с призванием, то у тебя ощущение, что ты не работаешь, а занимаешься любимым делом.
«Если мне не нравится результат, я могу сжечь его как Гоголь»
— Насколько трудно писать музыку?
— Мне кажется, что я не пишу, а записываю. Я вхожу в состояние сосредоточения, как будто ты подключаешься к чему-то огромному и большому, а затем в тебя просто вливается музыка, стихи, пьесы, макеты костюмов. Но бывает, что ты напишешь стихи или музыку, несколько дней с этим ходишь, а потом понимаешь, что это не то. И тогда, как Гоголь, отправляешь всё в огонь. А бывает, что не записав мотив вечером, утром этот мотив всё ещё звучит внутри тебя. Значит, в нем что-то есть. А если он исчезает, значит, того не стоит. Не люблю исправлять. Мне проще переписать заново.
«Наши спектакли не нужно ни с чем сравнивать»
— С вашим приходом в театр драмы в его репертуаре появилось много мюзиклов. Раньше бытовало мнение, что на уровне Твери достойный мюзикл поставить невозможно.
— Я музыкант и воспринимаю мир через звук. Я могу через музыку разговаривать со всем миром. Эмоциональность, которая присуща мне как человеку, вкладывается в музыку, она переходит персонажу, который выводит это все на зрителя. Публика получает утроенный заряд энергии.
Когда я работаю над пьесой, то я создаю целый авторский мир. Чем больше у меня возможности вложить свое авторство в драматургию, музыку, костюмы, тем более яркий авторский спектакль получается. Но я бы не стала называть наши постановки мюзиклами и сравнивать их с московскими и тем более с Бродвейскими постановками. Правильнее назвать наши работы музыкальными спектаклями. И мне нравится то, что они уникальны. Творчество всегда выбирало объектом анализа вечные ценности и проблемы человека, но творческая находка появляется только тогда, когда говоришь о чём-то старом на новом витке спирали.
— В репертуаре театра драмы много спектаклей по очень известным пьесам, в том числе экранизированным. Например, «12 стульев», «Трамвай-желание» и другие.
— Да, в постановке раскрученных историй есть своя сложность. С одной стороны, они привлекают внимание публики известными названиями, любимыми героями, но с другой стороны, ставят трудную задачу перед режиссером и актерами – создать свой уникальный, ни на кого непохожий спектакль.
«Для меня это признание»
— В театре драмы вы не только ставите спектакли. Вы пишите музыку, выступаете в качестве художника по костюмам, режиссера-постановщика и даже актера.
— Для меня это признание, подтверждение того факта, что я не зря оттачивала мастерство прежде чем выйти на профессиональную сцену. Я благодарна режиссерам, которые дали мне возможность сыграть в их спектаклях. Выйти на сцену, попеть и потанцевать вместе с друзьями, это очень желанный опыт для меня.
— Сейчас вы учитесь на выпускном курсе в Московском институте культуры на кафедре режиссуры театра.
— Да, я вечный студент. Я учусь с актерами театра драмы: Тарасом Кузьминым, он тоже получает образование режиссера, и Константином Василенко, он учится на кафедре актерского мастерства. Свой спектакль «Невольники» я хочу выпустить как дипломный.
«Вы на стороне добра или зла? Сделайте выбор».
— Пока неизвестно, когда в Твери откроются театры и в каком режиме они будут работать. Что вы ожидаете?
— Сейчас театр находится в отпуске. Много планов на новый сезон, но, как показали последние события, форс-мажор может очень сильно вмешаться в любые планы. Будем надеяться, что всё войдёт в привычное русло, а то, что с нами произошло надо воспринять, как урок, из которого надо будет всем сделать вывод. Мне кажется, что человечество подошло к точке невозврата. Такое ощущение, что нам говорят: «Вы на стороне добра или зла? Сделайте выбор».
«Для работы в жизни нет места. Кругом одни любимые занятия»
— У вас огромное количество хобби. Расскажите о них.
— Мне нравится преобразовывать мир. Я не потребитель, а создатель! Мне жутко не нравится выражение: «Что получаю, то и отдаю». Я живу по формуле: «Что отдаю, то и получаю». Я люблю рисовать, танцевать, читать, снимать короткометражные фильмы, люблю писать сказки. Люблю кукол во всех их проявлениях. У меня целые кукольные города. Еще я делаю народные куколки-мотанки. Мне нравятся способы создания этой этнической игрушки, отработанные веками. Малыми средствами добиваешься очень многого.
— Вы их продаете или дарите?
— Я их оставляю себе. Если моим друзьям очень нравится какая-то кукла, то я могу ее подарить. Но есть куклы, которые я не могу отдать. Для меня они маленькие семьи.
— Когда вы все успеваете?
— Чем меньше у меня времени, тем больше я успеваю. Я всю работу превращаю в хобби, даже приготовление пищи. Если комбинировать продукты, подбирая интересные сочетания, то можно создавать уникальные блюда. Для работы в жизни нет места. Кругом одни любимые занятия.
— А как же работа по расписанию в драмтеатре?
— Это меня дисциплинирует. Я исповедую 2 принципа: «Никогда не откладывай назавтра то, что можешь сделать сегодня» и «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы обращались с тобой».
Беседовал Андрей Сабынин