Компания «Ингосстрах» и Финансовый университет при правительстве РФ провели совместное исследование спроса на автокаско в условиях выхода из самоизоляции и пандемии COVID-19.
В телефонном опросе приняли участие жители городов с численностью населения свыше 250 тысяч человек. В каждом из городов в ходе трех волн исследований, проведенных в апреле – мае, были опрошены не менее 300 человек в возрасте от 18 до 65 лет.
Кризисная ситуация, вызванная распространением пандемии COVID-19, повлекла за собой резкий спад активности населения – как на рынке автотранспорта, так и на рынке моторного страхования. Особенно показательными были март и начало апреля. По данным АЕБ, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в апреле упали на 72% по сравнению с апрелем прошлого года. В мае падение продаж оказалось также существенным, хотя и менее значительным – рынок упал на 52%.
В то же время, по данным наших исследований, общий спад интереса потребителей к приобретению неновых автомобилей оказался гораздо менее значительным – в конце марта и начале апреля число тех, кто был намерен приобрести подержанный автомобиль, снизилось на 17%, тогда как спрос населения на приобретение новых автомобилей упал на 39% по сравнению с показателями апреля прошлого года.
Однако уже в середине апреля интерес к приобретению автомобилей начал постепенно расти и во второй половине мая он вышел на уровень весны прошлого года. В первую очередь тенденция коснулась подержанных, а затем и новых автомобилей. В структуре спроса на автомобили сегодня быстрее всего растет интерес потребителей к приобретению машин из нижнего ценового сегмента (таких как «Лада» или УАЗ), увеличивается также спрос на автомобили из верхней ценовой группы (таких как BMW, «Мерседес» и др.). Что касается новых автомобилей, то, по нашим наблюдениям, спрос растет быстрее всего в сегменте цен «выше среднего» (например, «Фольксваген», «Шкода», «Хенде» и др.).
Если говорить о страховании каско автотранспорта граждан, то здесь, как и на рынке автомобилей, максимальный провал спроса, по нашим оценкам, пришелся на начало апреля нынешнего года. После этого началось постепенное восстановление спроса населения на страхование каско. Согласно данным исследования, сегодня 2,5% автовладельцев выражают намерение застраховать каско собственного автомобиля в течение ближайших месяцев. Самый большой спрос на страхование каско мы отмечаем среди автовладельцев Санкт-Петербурга, Москвы, Мурманска, Нижневартовска и Тольятти. Среди автомобилей, для которых чаще всего покупают страхование каско, лидируют массовые марки – «Лада», КИА, «Тойота» и «Рено» вместе формируют более половины спроса на этот вид страхования.
«Несмотря на кризисную ситуацию и некоторую растерянность потребителей, с которой мы столкнулись в конце марта и начале апреля этого года, можно сказать, что сейчас рынок добровольного автострахования начинает постепенно оживать. Конечно, продажи новых автомобилей еще не восстановились в полной мере, но уже начинают открываться дилерские салоны, заработали станции технического обслуживания, и это позитивно влияет на рынок, – комментирует руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. – В условиях возвращения к нормальной жизни, роста интенсивности движения на дорогах, приобретение полиса каско для тех, кто сделал паузу в страховании из-за коронавирусной эпидемии, становится насущной необходимостью. Наличие страхового полиса становится неотъемлемой составляющей стандарта потребления и высокого качества жизни. В каком-то смысле возникший кризис только подчеркнул важность защиты своих активов и необходимость инвестиций в собственное спокойствие».
Доля тех, кто в течение ближайших 2 – 3 месяцев намерен приобрести полис страхования каско для своего автомобиля (от числа автовладельцев, принявших участие в исследовании):
1 | Санкт-Петербург | 4,3% |
2 | Москва | 3,0% |
3 | Мурманск | 2,8% |
4 | Нижневартовск | 2,6% |
5 | Тольятти | 2,6% |
6 | Магнитогорск | 2,4% |
7 | Казань | 2,4% |
8 | Ульяновск | 2,4% |
9 | Самара | 2,4% |
10 | Ярославль | 2,4% |
11 | Архангельск | 2,3% |
12 | Тверь | 2,3% |
13 | Череповец | 2,3% |
14 | Иваново | 2,2% |
15 | Воронеж | 2,2% |
16 | Екатеринбург | 2,2% |
17 | Петрозаводск | 2,2% |
18 | Калуга | 2,2% |
19 | Ижевск | 2,2% |
20 | Йошкар-Ола | 2,2% |
21 | Челябинск | 2,2% |
22 | Рязань | 2,1% |
23 | Вологда | 2,1% |
24 | Пермь | 2,1% |
25 | Курган | 2,0% |
26 | Набережные Челны | 2,0% |
27 | Калининград | 2,0% |
28 | Волгоград | 2,0% |
29 | Владимир | 2,0% |
30 | Оренбург | 2,0% |