В октябре 2022 года «Волжский пекарь», который долгие годы возглавляла Лилия Корниенко, купил булочно-кондитерский холдинг «Коломенский». Он является лидером по производству хлебобулочных изделий в России.
С этой сделкой у жителей Тверской области связано много опасений. Останется ли на прилавках полюбившаяся продукция «Волжского пекаря» и изменит ли она свой вкус? Что будет с сотрудниками предприятия? Где оно будет платить налоги? Появятся ли на «Волжском пекаре» новые вакансии? На эти и другие вопросы еженедельнику «Караван» ответил генеральный директор БКК «Коломенский» и «Волжского пекаря» Дмитрий Козлов.
– Дмитрий Владимирович, в 2022 году холдинг БКК «Коломенский» купил «Хлебный дом» и «Волжский пекарь». Почему выбор лидера хлебобулочной отрасли России выпал именно на предприятие в Твери?
– Для меня это вторая покупка «Волжского пекаря». В 2007 году я работал вице-президентом по финансам финского холдинга Fazer в России. На сделке присутствовал посол Финляндии. Договор о покупке предприятия был подписан, но через месяц расторгнут по обоюдному согласию сторон. Дело в том, что у Fazer и «Волжского пекаря» обнаружилось совершенно разное понимание того, как двигаться вперед. С Лилией Нигматулловной Корниенко у меня хорошие человеческие отношения. Я часто приезжал на «Волжский пекарь» проводить для его сотрудников различные обучающие семинары.
Я достаточно хорошо знаю многих руководителей тверского предприятия. «Коломенский», когда еще не был построен завод в Подольске, размещал в Твери заказы на производство батонов и черного формового хлеба. В некоторые моменты объем продукции доходил до 50 тонн в сутки. Мы совместно с сотрудниками предприятия корректировали рецептуру и производственные процессы.
Любая инвестиция должна окупаться. У «Волжского пекаря» узнаваемый в Твери, Смоленской и Московской областях бренд. У него есть две площадки в Твери и одна в Конакове, а также оборудование, которое находится в хорошем состоянии. Для «Коломенского» очень важна синергия. Тверь – очень удобная локация на пути из Петербурга в Москву, где у нас уже есть предприятия. Благодаря покупке «Волжского пекаря» в ассортименте холдинга появится свежая и замороженная кондитерская продукция. Здесь налажен выпуск вафель, баранок и сушек, которые есть и в ассортименте БКК «Коломенское».
Насколько я знаю, Лилия Корниенко других покупателей, кроме холдинга «Коломенское», всерьез не рассматривала. Своим сотрудникам она сказала: «Мы не просто продаем предприятие, а входим в холдинг, в котором будем развиваться». На «Волжском пекаре» работают квалифицированные мотивированные люди. Они хотят развиваться, двигаться дальше, делать что-то новое.
– На «Волжском пекаре» работает порядка 1000 человек. Что уже изменилось для сотрудников предприятия?
– Мы сразу повысили людям зарплату, в среднем по заводу – на 10–12%. Новое, уже более вдумчивое повышение зарплат запланировано на весну. Я считаю, что люди должны зарабатывать достойно. К сожалению, раньше у «Волжского пекаря» просто не было финансовой возможности платить людям больше.
Мы сделали перестановки в некоторых подразделениях предприятия и оптимизировали персонал, исходя из более четкого распределения графиков работ. В силу дефицита кадров у многих сотрудников накопилось по 60 дней отпуска. Мы сейчас даем им возможность отгулять эти дни. Сокращения персонала нет. Уходят по своему желанию пенсионеры, а с иностранными работниками, у которых истекают сроки действия патентов мы, как правило, не продлеваем трудовые соглашения.
Впереди большая модернизация производства. На 2023 год во все три площадки «Волжского пекаря» запланированы инвестиции в размере более 700 млн рублей. Наша цель – за три года в три раза увеличить объем производства и выручку компании, а также набрать еще 20% работников.
– Какие изменения уже произошли в ассортименте предприятия?
– Мы сократили более 55% ассортимента, который занимал в объеме выручки меньше 8%. Очень многие продукты делались фактически вручную, как в пекарне. Есть такой критерий – меньше замеса не делают, а замес – это 100–200 килограммов изделия в сутки. Нет смысла размазывать 30–50 килограммов по линии. Будет больше брака и затрат времени на перенастройку линий на производство разной продукции.
– Состав продуктов «Волжского пекаря» тоже будет меняться?
– У «Коломенского» четкая позиция, все ингредиенты, по крайней мере в хлебобулочных изделиях, должны быть на 100% натуральными. Мы используем ингредиенты ненатурального происхождения только там, где нельзя использовать натуральные.
Простой пример. Без разрыхлителя мы не сможем сделать печенье, а сейчас все разрыхлители химического происхождения, даже если речь идет о простой соде. Зефир нельзя создать без лактата натрия. В нем нет ничего страшного, но он тоже химического происхождения. Там, где это возможно, мы не используем различные пищевые добавки «E».
При создании продуктов «Коломенского» используются консерванты и ароматизаторы природного происхождения – сахар, лимонный сок, различные водоросли. Сейчас мы активно работаем над улучшением рецептуры продуктов «Волжского пекаря». Это не значит, что она была плохой, но всегда есть куда стремиться.
– В советское время хлеб был главным продуктом, который в силу дефицита употребляли за столом в больших количествах. Сейчас, когда появился выбор, покупатели стали более тщательно выбирать продукты, в том числе хлеб. В чем отличительная особенность хлеба вашего холдинга?
– Наша позиция – любой хлеб, который мы делаем, должен быть вкусным, натуральным и безопасным. Безусловно, этот продукт должен нести людям дополнительную полезность. С моей точки зрения, а я достаточно активно занимался силовыми видами спорта, хлеб, в том числе белый, очень полезный продукт. Любое хлебобулочное изделие, кроме сдобы, богато растительным белком, клетчаткой и витаминами. Хлеб – важная часть рациона, но я считаю, что все должно быть сбалансировано.
Для людей, которые увлекаются ЗОЖ, мы развиваем и продолжим развивать на холдинге в целом и на «Волжском пекаре» историю с производством хлеба из цельных зерен, пророщенного зерна, с добавлением различных полезных семян и солода. Доля хлебов, как мы их называем, с добавленными свойствами в ассортименте будет около 10–15%.
– Какие в Твери будут производиться продукты под брендами «Коломенский», «Хлебный дом» и «Волжский пекарь»?
– На заводе мы будем выпекать хлебобулочные изделия для Тверской, Смоленской и частично Московской областей, а также и для регионов Северо-Западного федерального округа. Здесь мы будем выпускать сушки, баранки и вафли для всей европейской части России. А главное, Тверь станет центром производства свежих и замороженных кондитерских изделий. Для нашего холдинга это совершенно новое направление. Обновленную линейку тортиков, созданных с использованием натурального какао и сливочного масла, вы сможете попробовать уже весной 2023 года. Все, что мы делаем в нашем холдинге, мы делаем серьезно. Мы планируем в течение 3–4 лет выйти на лидирующие позиции по свежей кондитерской продукции среди российских производителей. У нас есть для этого все необходимое.
– БКК «Коломенский» – федеральный бренд, но многие жители Тверской и соседних областей полюбили продукцию «Волжского пекаря». Вы планируете вкладываться в развитие этого бренда?
– В Твери очень высока узнаваемость продукции и «Волжского пекаря», и ЗАО «Хлеб», и это очень здорово. Мы провели исследование и выяснили, что в Москве и Московской области к «Волжскому пекарю» как производителю хлебобулочных изделий высока лояльность покупателей. И конечно, эту историю мы будем активно развивать.
Свежий хлеб марки «Волжского пекаря» мы будем продавать в Тверской, Смоленской и Московской областях, Москве и ближних регионах ЦФО. В 2023 году мы планируем развивать продажи и в регионах дальнего ЦФО. Например, в Воронежской области. Свежий хлеб под маркой «Волжского пекаря» мы будем производить не только в Твери, но и в Москве и Московской области. Мы планируем оставить часть наименований вафель «Волжского пекаря», а также знаменитую баранку «Волжская». Наши покупатели смогут приобрести в Твери свежие торты как под маркой «Волжского пекаря», так и под брендом «Коломенский».
Мы чутко прислушиваемся к потребностям жителей каждой области, где работаем. Так, для регионов северо-западного округа мы делаем продукты под маркой «Хлебного дома». Здесь есть узнаваемость бренда и лояльность к нему населения.
– После покупки «Волжского пекаря» многие жители Твери опасаются, что налоги будут платиться в Москве. Так ли это?
– Конечно нет. Перед сделкой мы встречались с заместителем губернатора Тверской области Иваном Егоровым. Мы однозначно подтвердили, что у «Волжского пекаря» останется тверская прописка. У каждого предприятия, которое входит в наш холдинг, отдельное юридическое лицо. Мы платим налоги в тех регионах, в которых работаем. Мы полностью российская компания, и у нас нет необходимости и желания выводить деньги в какой-нибудь офшор. Для понимания: в 2022 году «Коломенский» только налога на прибыль заплатил в целом по стране в размере 1 млрд рублей.
– Долгие годы возглавляя «Волжский пекарь», Лилия Корниенко реализовывала множество социальных проектов. Она помогала детским садам, школам, волонтерским и ветеранским организациям. Продукцию «Волжского пекаря» можно было попробовать на разных городских и областных праздниках. Будут ли продолжены уже начатые проекты?
– Да, это и было одним из важных условий нашей сделки. Лилия Нигматулловна теперь не является штатным сотрудником предприятия, но тем не менее как депутат Законодательного собрания Тверской области и общественный деятель продолжает курировать все социальные проекты. Лилия Корниенко формирует заявки, отправляет нам, а мы их рассматриваем и одобряем. Холдинг «Коломенский» занимается благотворительностью и социальными проектами. Я уверен, что любой бизнес, тем более такой ежедневный, как производство хлеба, должен платить сотрудникам достойную зарплату и строить вокруг себя позитивную социальную среду.
Беседовал Андрей Сабынин
фото предоставлены холдингом «Коломенский»