Проблема светофоров в Твери обострилась давно. Ежедневно в городе происходят аварии, причина которых кроется в том числе и в неправильно настроенных светофорных фазах.
Для начала надо разобраться, что такое светофорная фаза. Очень просто: фаза как раз состоит из основного и промежуточного тактов. Основной такт для едущих и идущих – это горящий им зеленый, который заканчивается зеленым мигающим. А промежуточный такт – желтый сигнал. Промежуточный такт предназначен для того, чтобы оставшийся на перекрестке транспорт завершил начатые во время основного такта маневры, запрещая въезд на перекресток новому транспорту. А светофорный цикл – это последовательность всех фаз.
В соответствии с относительно недавним ГОСТом по всей России медленно внедряются трехфазные светофоры. Суть трехфазной работы светофора заключается в следующем: сначала двигаются автомобили по одной улице, потом – автомобили по пересекаемому улицей переулку, а затем всем автомобилям горит красный, а пешеходы переходят дорогу на зеленый сигнал светофора по всем четырем сторонам перекрестка одновременно.
Такой режим работы позволяет автомобилям поворачивать без ожидания переходящих поперечную улицу пешеходов, что должно уменьшить заторы, а пешеходам – не опасаться поворачивающих на перекрестке автомобилей. По крайней мере, так планировалось изначально. По итогу же пешеходы в Твери вынуждены ждать по две минуты, в том числе на малооживленных улицах. И даже в ночной период.
Один из тверских telegram-каналов даже составил свой список таких «ночных» светофоров. Кроме того, они побеседовали с заместителем министра дорожного хозяйства в Челябинске Александром Егоровым, который родился, вырос и прожил в Твери 20 лет. Вот что он заметил по поводу трехфазных светофоров:
«Он очень плох тем, что увеличивает время ожидания всех участников движения в полтора раза. Это решение должно грамотно обосновываться специалистами с расчетами по каждому перекрестку. Его нельзя тупо в лоб внедрять на всех перекрестках города».
Большинство исследователей городов сходятся в одном мнении – время ожидания для каждого участника движения не должно превышать 45–90 секунд на оживленных и крупных улицах, а малых переходах и дорогах оно должно быть не более 30 секунд. Связано это в первую очередь с психологическим фактором.
И пешеходы, и водители не захотят ждать слишком долго. Особенно в час-пик при большом потоке и дорожных пробках или при обратной ситуации, когда машин практически нет или пешеходов не видно. Во втором случае создается мнимое ощущение безопасности. Из-за него-то люди и начинают движение на красный свет. Что является не только грубым нарушением ПДД, но и крайне опасным маневром. В первом же случае все наоборот: люди хотят успеть изо всех сил, чтобы не стоять еще столько же в пробках на светофоре. Разгоняются и проносятся уже на мигающий желтый или даже зеленый. Впрочем, такое поведение применимо в обоих случаях. Кстати, помните недавнюю жуткую аварию с машиной скорой помощи и врезавшимся в нее внедорожником на Волоколамском проспекте в Твери? Тогда водитель как раз пытался проскочить на последние секунды разрешенного сигнала. Но не повезло. Никому.
А сколько же горит красный в Твери? На крупных проспектах ждать можно больше трех минут. Многие автомобильные развязки тоже устроены таким образом, что лишь увеличивают время ожидания для всех участников движения.
Даже в ночное время на пешеходном переходе у вокзала (на улице Коминтерна) красный горит для пешеходов больше минуты. А там четыре небольших полосы, по две в каждую сторону, которые по ночам предсказуемо пустуют.
На крупных перекрестках, таких как, например, перекресток проспектов Победы и Волоколамского, движение происходит примерно по следующей схеме: сначала проезжают машины по прямой и направо по одному проспекту, потом по второму. Далее едут те, кому надо поворачивать налево. И только после них – пешеходы.
Время ожидания там составляет более трех минут. Больше трех минут стоять и ждать. А чтобы перейти огромное количество полос – всего 17 секунд. Наискосок спокойным шагом мне, молодой девушке, сделать это удается через раз. А представьте на моем месте пожилую женщину и маму с непослушным ребенком? И вот идет одна с палочкой и тележку за собой волочит, а вторая непослушного раскапризничавшегося малыша за руку тащит – лишь бы успеть. Представили? Так себе картинка, не правда ли?
Удивительно, но хотя бы примерных регламентов по времени «горения» каждого сигнала я не нашла. Понятно, что все это индивидуально и зависит от трафика. Удалось найти только рекомендательную формулу для подсчета разделения времени между автомобилистами и пешеходами. Но никаких конкретных цифр не было ни в одном ГОСТе.
В зарубежных источниках можно встретить разные цифры, где-то пишут, что максимум красный сигнал людям можно делать 60 секунд, где-то 90 секунд. Но это именно максимум, который не должен становиться правилом, к примеру, в американском стандарте NACTO говорится, что 60 секунд – оптимальная продолжительность всего цикла и что количество фаз должно быть сведено до минимума, в идеале до двух. То есть пешеходам красный может гореть не дольше 30–45 секунд. Но не в нашей любимой Твери.
Кроме того, существует некая условная «пирамида приоритетности» передвижения на дорогах. И в ее главе стоит пешеход по одной простой причине: пешеход – это базис, главный человек в уличном движении. И именно поэтому городская среда для пешеходов должна быть комфортной и безопасной.
Ульяна Вовчук
фото автора