Бытует убеждение, что инновация – это создание технически сложного решения, которого до этого не существовало. Олег Баранник предложил взглянуть на эту ситуацию по-другому. Множество команд в России создают очень интересные технологические продукты, но не добиваются успеха. Почему это происходит? Олег Баранник поделился своим экспертным мнением по этому вопросу во время выступления в Тверском центре поддержки предпринимательства «Мой бизнес».
Три вопроса вашей команде
Олег Баранник, ментор фонда развития инновационного центра «Сколково», эксперт, которого нанимают для того, чтобы в кратчайшие сроки понять, выстрелит конкретный продукт или нет.
– Эффективная бизнес-модель отвечает на три простых вопроса. Первый: «Можете ли вы с ходу и в простых словах объяснить любому человеку, в чем заключается ваша идея?». Второй вопрос: «Можно ли на этой идее заработать?» Бывает так, что идея очень хорошая, а заработать на ней нельзя. Она просто не попадает в рынок. Если непонятно, как на этом заработать, то нужно понимание, кто готов потратить деньги на проверку работоспособности конкретной гипотезы, – рассказывает Олег Баранник. – Третий вопрос: «Может ли ваша команда заработать на предложенной идее? Обладает ли она нужными компетенциями? Правильная ли модель монетизации вами выбрана?» То есть в вашей команде должен быть и ученый, и строитель условного завода, и специалист по дистрибуции, который легко с ноги откроет дверь в магазин «ИКЕА» и другие торговые сети.
Олег Баранник рассказал о том, что сложившаяся ситуация на рынке инноваций парадоксальна. Многие компании находят инвесторов и разрабатывают продукты, которые оказываются ненужными рынку. Они или слишком дороги, или не вписываются в существующий технологический процесс. С другой стороны, во многих сферах промышленности используются устаревшие технологии. Руководители предприятий жалуются на то, что инноваторы не предлагают решений, которые закрыли бы их текущие потребности.
Убирайте все лишнее
Американский профессор Гарвардского университета Кристенсен Клейтон считает, что инновация – это создание нужного рынку продукта путем исключения избыточных компонентов. Такие инновационные продукты дешевы и не отличаются высоким качеством. Их производство ведет к снижению рентабельности и прибыли компании. На рынке мало фирм, которые готовы выпускать малорентабельные и малоприбыльные новые продукты. Как правило, бизнес, напротив, создает более дорогие и технологически сложные устройства. И для гигантов рынка создание конкурентами дешевых и прорывных продуктов, как правило, становится полной неожиданностью.
Олег Баранник привел несколько интересных примеров. Когда нетбуки только появились, они стоили очень дорого, даже дороже, чем обычные ноутбуки. Создание более маленьких, но таких же производительных деталей обходилось дороже. В итоге у одной компании появилась идея – поставить в нетбуки самые дешевые компоненты. Для этого даже был разработан новый тип процессора с невысокой производительностью, но при этом с низкой температурой работы и новой системой охлаждения.
В итоге цены на нетбуки упали в разы. Пользователи предпочли покупать недорогие устройства, с помощью которых можно выходить в интернет и работать в офисных программах. Избыточная производительность оказалась ненужной.
Еще один пример. И русские, и американцы изобрели шаттл – космический корабль, на котором можно летать в космос несколько раз. Но в итоге от этой идеи отказались и Россия, и США. Почему? Потому что техобслуживание шаттла – очень дорогое удовольствие. Подготовка второго полета стоит 70%, а третьего и вовсе 110% от стоимости нового корабля.
Инновационная модель Стива Джобса
Создатель компании Apрle вывел на рынок новую инновационную модель. Он поменял способ ведения бизнеса миллионов людей, предложив им по-новому зарабатывать. К медиаплееру iPod был создан медиапроигрыватель и онлайн-магазин iTunes.
В это время многие производители начали массово продавать mp3-плееры. Как следствие, продажи CD-дисков, которые стоили в среднем 20 долларов, резко упали. Причем звукозаписывающие компании из этих 20 долларов получали только 4 доллара. Остальные шли на печать и распространение дисков. Наступил расцвет пиратского копирования музыки через интернет.
Стив Джобс пришел в подразделение компании Sony, которое занимается звукозаписью, и предложил сделку: «Давайте вы будете продавать свою музыку через наш онлайн-магазин. Альбом будет стоить 4 доллара, из них 3 доллара вам, а один компании Apрle. Одно важное условие – вы продаете музыку только через наш онлайн-магазин».
Сделка состоялась. Через три года прибыль от перепродажи музыки и другого контента превысила прибыль Apрle, которую они получали от продажи своих айфонов и других устройств. Важно, что у компании почти отсутствовали трудозатраты на создание данной экосистемы. Стоит ли говорить, что по размеру прибыли Apрle в десятки раз превзошла других производителей медиаплееров.
Опиум для человечества
Есть опасения, что стремительное совершенствование технологий приведет к тому, что люди сначала массово потеряют работу, а потом и вовсе будут порабощены высокими технологиями.
– Когда появилось конвейерное производство, все кричали, что «мы останемся без работы и будем ненужными». В результате люди вполне переквалифицировались и нашли себя в чем-то другом, – говорит Олег Баранник. – Искусственный интеллект – это псевдопроблема. Пока никто ничем и никем не правит. В какой-то степени мы сами придумали себе опиум и начинаем его бояться. В настоящий момент речь идет о том, что новые технологии заменяют какие-то рутинные операции. Текущее использование технологий позволяет нам высвобождать нашу энергию для решения более интересных и творческих задач.
Мнение о тверских проектах
На встрече Олег Баранник выслушал идеи тверских предпринимателей и дал им обратную связь. По мнению эксперта, проекты наших предпринимателей достаточно интересны и достойны воплощения.
– Всем бизнесменам я желаю только удачи. Если ты поставил перед собой какую-то цель, то нужно идти к ней и дальше. Не бояться тех перемен, которые нас ждут. Потому что в конечном счете все, что происходит, происходит к лучшему, – сказал Олег Баранник. – И помните, что никакой маркетинг не поможет вам понять, будет идея востребована или нет. Знания очень важны, но не менее важна интуиция.