«А что такое жизнь как не цепь вдохновенных безрассудств? Никогда не упускай случая – он представляется не каждый день» – эта цитата наилучшим образом отражает суть спектакля, который поставила режиссер Светлана Филатова на малой сцене Тверского драматического театра.
Эта пьеса – одно из лучших произведений неповторимого, язвительного, мудрого знатока человеческой природы лауреата Нобелевской премии в области литературы Бернарда Шоу.
Пьеса «Пигмалион», написанная в 1912 году для блистательной английской актрисы Стеллы Патрик Кэмпбелл, имела оглушительный успех на сценах Англии, США, России и других стран. В одном только Лондоне первая постановка «Пигмалиона» была сыграна 118 раз.
Два разных финала
После премьерных спектаклей ожидаемо разразился скандал. Ассоциации театральных антрепренеров не понравились многие грубые простонародные и даже ругательные фразы, которые звучат в произведении. Критика зацепилась за выражение, которое можно в смягченном виде перевести как «К чертовой бабушке». У театра, где поставили спектакль, даже требовали отозвать лицензию, но этого не произошло.
Люди по всему миру прониклись не только тонким юмором, но и глубокой духовно-нравственной позицией Шоу. Он, как убежденный социалист, считал, что высшие классы отличаются от низших только одеждой, произношением, манерами, образованием. Социальное неравенство может и должно быть преодолено.
В 1956 году американский композитор Фредерик Лоу написал по мотивам пьесы мюзикл «Моя прекрасная леди», также имевший большой успех. Кстати, в этом и во многих других последующих экранизациях «Пигмалиона» есть принципиальное отличие от пьесы. Кинематографисты не были согласны с самим Шоу и переделали его произведение, завершив его счастливым любовным финалом. Каким путем пошла режиссер Светлана Филатова?
Женский взгляд на «Пигмалиона»
У Светланы Филатовой есть свой уникальный, красивый женский режиссерский почерк. Главные героини ее спектаклей – яркие женщины, которые ищут себя, свое счастье и справедливость в этой жизни. В репертуаре, что примечательно тоже на малой сцене, идет ее спектакль «Визит старой дамы» по пьесе Фридриха Дюрренматта.
Любопытно, что Светлана Филатова, в отличие от многих режиссеров, любит играть в своих постановках. На этот раз она сыграла роль матери главного героя, миссис Хиггинс.
Элиза в исполнении актрисы Евгении Голубевой проста и очаровательна. Любопытно смотреть на ее преображение из уличной замарашки в настоящую леди. Она меняется, но при этом остается доброй и непосредственной девушкой.
Роль Генри Хиггинса талантливо исполняет актер Никита Березкин. Он яркий, вызывающе дерзкий, насмешливый и бескомпромиссный. За этим образом сильного и независимого мужчины скрывается очень ранимый человек.
Еще одно главное действующее лицо – полковник Пиккеринг, которого сыграл Алексей Великотный. Наблюдать за его игрой одно удовольствие.
В спектакле также заняты народный артист России Владимир Чернышов, артисты Евгений Романов, Татьяна Лугачева, Иоланта Мельникова, Анжелика Панкова, Константин Василенко.
Известно о том, что Светлана Филатова давно хотела поставить «Пигмалиона». Спектакль так и просится на большую сцену. Создается ощущение, что на малой сцене ему тесно.
И дело не в декорациях. Они созданы художником-постановщиком Николаем Юдиным достаточно точно и красиво, в том числе с использованием кинопроекций, которые снял Павел Глухов. Художник по костюмам Ирина Подосенкова создала прекрасные наряды эпохи начала XX века. Отметим также работу звукорежиссера Александра Савченко и художника по свету Юлии Дмитриевой.
Думаю, что на большой сцене такой спектакль заиграл бы новыми, яркими гранями. Хотя в камерной атмосфере малой сцены, когда актеры и зрители находятся рядом друг с другом, есть своя особая теплота. В ней по-особому чувствуется и раскрывается любовная линия.
Элиза стала настоящей леди. Генри так привык к ней, что теперь не знает, как без нее жить, но у него не хватает мужества открыть ей сердце и прямо сказать о своей любви. Он говорит, что она не может быть ему равной, но на самом деле боится глубоких чувств. И Элиза делает шаг, чтобы уйти, уйти в новую для нее независимую жизнь. Именно на этой ноте завершается постановка Светланы Филатовой. Есть в ней приятный вкус недосказанности.
Следующий раз постановку можно будет увидеть 23 февраля, 6 и 8 марта. 7, 8 и 9 марта на большой сцене драмтеатра состоится еще одна премьера. Режиссер Александр Павлишин выпустит спектакль «Осторожно! Любовь!» по пьесе «Осторожно, сваха!».
Андрей САБЫНИН
Фото Ирины Тарасовой