Как в Старице историю переписали

03.09.2025, 09:10
фото: Тверская епархия

В тверской истории вдруг возникла не известная никому до того страница. С 28 августа 2025 года историки, краеведы и примкнувшая к ним публика ломают голову, памятник кому и зачем открыли в Старицком Свято-Успенском монастыре губернатор Тверской области Игорь Руденя, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий и бывший вице-премьер России, председатель Фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря Виктор Христенко?

Сначала официальная информация. После праздничного богослужения (Успение Божией Матери – в монастыре престольный праздник, и в этот же день отмечает свой день рождения покровитель монастыря Виктор Христенко. – Прим. ред.) состоялось открытие и освящение памятника игумену Серапиону и 124 монахам, умерщвленным в 1292 году монголо-татарами. Памятник создан по благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия Фондом возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря и установлен при входе в обитель с западной стороны, напротив надвратного храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

О трагической истории кончины игумена Серапиона и 124 иноков Успенского монастыря и об идее создания им памятника рассказал председатель совета Фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря Виктор Христенко.

Глава Тверской митрополии обратился к собравшимся со словом, в котором отметил важность сохранения памяти об иноках обители, и поблагодарил создателей памятного креста. Затем митрополит Амвросий совершил заупокойную литию об убиенной братии и освятил памятный крест в обрамлении фигур убиенных монахов.

Как повествует летопись, в 1292 году мирную монастырскую жизнь нарушило монголо-татарское нашествие. Захватчики убили игумена Серапиона и с ним 124 инока. Убитых бросили в Волгу, «но волны речные не смогли унести телеса иноческие». Река не приняла страдальцев, и ночью оставшиеся в живых верные христиане «погребоша я честно в доме Пречистыя». После страшного погрома обитель, обагренная кровью невинных страдальцев, не исчезла с лица земли, поскольку «дом Пречистыя не был истреблен от поганых и сама обитель оставалась ненарушенною».

В рамках развития территории вокруг монастыря фонд возрождения обители принял решение увековечить память иноков, погибших от рук захватчиков. Крест выполнен скульптором Антоном Плохоцким.

Я хорошо знаю историю Старицы и до сих пор считала, что первое летописное упоминание о ней относится к 1297 году. Когда Виктор Христенко взял под свое покровительство Старицкий Успенский монастырь, его история была «удлинена» до 1110 года, было найдено предание, по которому тогда на эти берега пришли два монаха из Киево-Печерской лавры. Однако единственное достоверное упоминание о существовавшей в Старице обители относится к 1312 году, когда монастырь был разрушен во время междоусобной войны тверских и московских князей. В списке игуменов монастыря от основания и до наших дней не значится ни одного Серапиона.

124 инока для средневекового монастыря в еще не существующем толком городе – это запредельно много. В Юрьевом монастыре Великого Новгорода в период расцвета Новгородской республики было около 200 монахов. Сейчас в Старицком монастыре – 4 инока плюс игумен Дамаскин (Леонов).

Народное предание рассказывает о каком-то городе Любиме, находившемся на месте Старицы и разоренном монголо-татарами в 1292 году. Но ни архивных документов, ни археологических находок в подтверждение существования этого города не найдено.

Безусловно, память о таком массовом убийстве сохранилась бы. Но все опрошенные мною историки ничего о нем не слышали. Профессор Александр Авдеев из Свято-Тихоновского университета, специалист по средневековой археологии, развел руками: «В первый раз от вас услышал!». Александр Шитков, самый главный краевед Старицы, который всю жизнь занимается историей Свято-Успенского монастыря, был более дипломатичен: он сослался на какой-то не дошедший до наших дней монастырский помянник.

Профессор МГУ, историк Ярослав Леонтьев считает: «Возможно, произошло наложение памяти о двух событиях. Кровавая «зачистка» Старицы произошла в 1609 году, во время Смутного времени. Старица поддержала освободительный поход князя Михаила Скопина-Шуйского, и за это она была показательно разгромлена. Тогда погибла сестра патриарха Иова старица Пелагея, чьи мощи сейчас находятся в монастыре. В 1292 году никакие монголо-татары не громили тверские земли. Хотя в 1293 году действительно случилась Дюденева рать: на Русь навел монголо-татар князь Андрей Городецкий, боровшийся за великокняжеский престол со свои братом Дмитрием Переславским, Михаил Тверской тогда был на стороне Дмитрия, против ордынцев».

Кстати, я спросила искусственный интеллект, где можно прочитать про игумена Серапиона и 124 иноков, убитых в Старице в 1292 году. ИИ, не медля ни секунды, сгенерировал ответ: «Об этом вы можете прочитать в трудах историка Александра Н. Древнина». Ученого с таким именем обнаружить не удалось, ИИ его просто выдумал.

Сейчас, в эпоху нейросетей, очень сложно отличить правду от выдумки. К сожалению, профессор Вячеслав Воробьев, консультировавший губернатора Руденю по вопросам тверской истории, скончался. Может быть, уважаемым губернатору, митрополиту и главному меценату монастыря именно «историк Древнин» давал консультации?

Мария Орлова

147 0
Читайте также:
Лента новостей
Прокрутить вверх