Эксперты hh.ru продолжают исследование рынка труда России и Тверской области в частности. Они выделили ключевые тренды работодателей и предоставили их «Каравану». Так как в России, судя по всему, грядут большие перемены, можете пофантазировать, насколько изменятся некоторые показатели данного исследования.
Стратегия найма
Четкое планирование и стратегия найма персонала на текущий год есть у 61% компаний. Еще у 30% она разработана на период до трех лет, причем у 16% из них — с учетом нескольких возможных будущих сценариев (в зависимости от макроэкономических факторов, отраслевой специфики и т. д.). Нет подобной стратегии лишь у 9% работодателей.
Интересно, что при этом у 78% компаний существует система премирования или нематериального стимулирования сотрудников за рекомендованных кандидатов. Иначе говоря, больше двух третей работодателей страны стараются сделать из своих сотрудников своеобразных амбассадоров бренда на рынке труда.
Сегодня многие компании России (особенно частные), возможно, будут вынуждены пересмотреть свое стратегическое планирование найма персонала. Посмотрим, что будет – прогнозы пока неуместны.
Обучение персонала
Для большинства работодателей сегодня актуален вопрос обучения и развития сотрудников – не занимаются этим лишь в 5% компаний. Показательно, что в большинстве случаев (78%) система обучения и развития разработана с учётом потребностей различных категорий сотрудников – в частности, есть варианты программ в зависимости от подразделения и уровня позиции. 27% работодателей продвинулись еще дальше: в этих компаниях все сотрудники имеют персональный план развития.
Среди различных форматов обучения, которые применяются в российских компаниях, преобладают участие во внешних учебных программах (81%), программы менторинга и наставничества (75%), возможность пользоваться корпоративной библиотекой (67%), а также организация профессионального обучения внутри компании, включая корпоративный университет (66%), и поручение самостоятельных проектов (60%).
Очевидно, для обучения сотрудников нужны деньги – в наши времена непонятно: доступны деньги или нет. Судя по тому, что народ активно снимает наличность в банкоматах, люди обеспокоены тем, что скоро денег не будет. Но есть многочисленные опровержения данного прогноза от официальных источников, которые закономерны в нынешней ситуации.
Мотивация персонала
80% российских работодателей имеют корпоративную систему награждения лучших сотрудников. Среди способов нематериальной мотивации лидирует карьерный рост (91%), также во многих компаниях практикуются благодарность (81%), программы развития и обучения (78%), вручение ценных подарков/наград (77%), освещение успехов в корпоративных СМИ (70%), различные конкурсы (67%) и даже доски почета (41%).
Что касается премий, то для определения их размера 90% компаний ориентируются на индивидуальные результаты сотрудника, 70% учитывают результаты работы подразделения, 58% — результаты работы компании в целом. Для 18% важен стаж.
Показательно, что в 74% компаний есть дополнительное премирование за выдающиеся результаты, в 66% – за достижение или перевыполнение финансовых показателей, в 61% – за завершение особо значимого проекта.
И конечно, мотивация сотрудников требует денег, поэтому мы внимательно следим за экономикой страны и думаем над тем, что нас ждет.
Бренд работодателя
59% опрошенных HR-специалистов отметили, что их компания четко определила цели работы с брендом работодателя, однако до этапа формирования EVP (ценностного предложения) с сегментацией на разные целевые аудитории дошли куда меньше работодателей — 28%.
Разрыв есть и по исследованиям этих самых целевых аудиторий: 40% компаний охватили пока только сотрудников, а 23% — проинтервьюировали соискателей разных специализаций, тех, в ком максимально заинтересован бизнес.
Получается, большая часть компаний знает и свои преимущества, и зоны роста, но не всегда может верно оценить, по каким причинам кандидаты не откликаются на вакансии или не принимают оффер, отказывая в последний момент. При этом очевидно, что работа в этом направлении позволит скорректировать стратегию найма и выгодно отстроиться от конкурентов.
Следите за новостями «Каравана», чтобы быть в курсе обстановке на рынка труда в Тверской области.