Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

«Конаковский фаянс» продолжается

17.02.2021, 12:34

Как Валерий Солонбеков возрождает художественный промысел

Одной из восьми организаций, выигравших конкурс Фонда президентских грантов, в этом году стала ассоциация «Союз малых товаропроизводителей» с проектом «Мастерская художественных промыслов». Проект будет реализован на базе производственно-туристического центра «Конаковский фаянс» и позволит всем желающим пройти обучение технологии производства и росписи керамики.

Заслуга в бережном сохранении наследия когда-то масштабного Конаковского фаянсового завода принадлежит Валерию Солонбекову. «Караван» побеседовал с ним об истории создания мастерской и необходимости передачи мастерства через поколения.

– Расскажите, пожалуйста, немного о создании производственно-туристического центра.

– В 2009 году я закончил работать заместителем главы администрации Конаковского района, и у меня появилась идея реализовать на практике то, к чему я призывал на своей должности, а именно: сделать какие-то деятельные шаги по развитию малого производственного бизнеса. Зная, что у администрации области есть определенные финансовые ресурсы, я предложил сделать производство на базе корпусов Конаковского фаянсового завода (завод обанкротился в 2006 году). Для того чтобы меня никто не обвинил в том, что я в святую святых завода, который не останавливался даже в годы войны, тащу всяких мебельщиков, авторемонты и прочее, я собрал оставшихся художников и сделал свое маленькое предприятие по керамике. Большая тема по созданию так называемого инкубатора по выращиванию малого производственного бизнеса мне в итоге не удалась, и я отказался от массового производства и взял направление народных промыслов – ремесел, которые параллельно жили на заводе, и, слава богу, руководство это всегда поддерживало.

В тот момент то, что осталось от масштабного керамического производства, представляло собой печальное зрелище: разрушенный завод площадью 34 тысячи квадратных метров, без воды, без канализации и отопления, а в маленьком помещении, где сохранились окна, продолжали работать люди. Зимой они затапливали буржуйку дровами, которые я привозил, брали дождевую воду вместо обычной и занимались росписью. Мне показалось, что грешно бросать этих людей. Я решил, что, пока это дело живо, буду его поддерживать.

– Как было построено новое здание?

– Вместе с идеей сохранить традиции народных промыслов сразу же пришло понимание, что не меньше самих изделий народ интересует технология их производства. А производят их по самой классической ручной технологии, неизменной со времени изобретения фаянса, и людям это интересно. Поэтому вечно жить в стенах завода мы не планировали и стали искать кусок земли, который был бы где-то на проездной дороге, чтобы реализовать под одной крышей идею совместить туризм и производство. В 2013 году на въезде в Конаково такой участок был найден. С 2013 по 2016 год мы делали документы, в 2016 году начали строить, а 11 июля 2018 года запустились.

– Каких успехов удалось добиться после запуска проекта и постройки здания в 2018 году?

– Успех – дело неоднозначное: сегодня есть, завтра нет, однако у нас получилось в разы нарастить производство и в разы увеличить количество задействованных в нем людей. До пандемии мы приняли 6 тысяч только организованных туристов, около 2 тысяч человек поучаствовали в наших мастер-классах.

– Как сильно на работе «Конаковского фаянса» сказалась пандемия?

– В марте прошлого года мы встали и два месяца не работали. У нас до сих пор полностью закрыто туристическое направление ради общей безопасности. Таким решением мы фактически сами себя отбросили на три года назад, к моменту открытия, так что теперь все придется начинать с нуля.

В производстве у нас самые жесточайшие требования к санитарии, всех регулярно отправляем сдавать тесты на антитела за счет предприятия. Потери, конечно, есть, но в целом мы пока держимся. Очень радует, что сейчас уменьшается количество заболевших и появилась возможность сделать прививку. Надеюсь, что самого жесткого сценария мы избежали.

– Сколько человек сейчас работает на производстве? Пополняется ли коллектив новыми кадрами?

– Сейчас у нас работает больше 20 человек. В основном это пенсионеры, с которыми заключены гражданские договоры, они приходят на производство, когда есть заказы. Молодежь в коллективе тоже есть, но ее мало, с помощью мастерской мы как раз и хотим ее привлечь. Конаковский фаянсовый завод обанкротился в 2006 году, но уже с 2000 года никто не занимался подготовкой новых кадров. Если еще несколько лет ей не заниматься, то уйдут те, кто сейчас составляют костяк художественного промысла, и все дело заглохнет. С нашим проектом мы сейчас буквально вскочили на последнюю ступеньку последнего вагона уходящего поезда.

– Идея создания мастерской пришла вместе с созданием производства или позже?

– С самого начала работы производства в нашей туристической зоне, помимо мастер-классов, мы запустили еще курсы «Художник-керамист» для детей от 13 лет. Сначала сделали их платными, чтобы компенсировать работу педагогов и покупку материалов, но поскольку понятия «достаток в семье» и «талантливый ребенок» не всегда идут вместе, приняли решение обучать всех желающих на безвозмездной основе. Реализация выигранного президентского гранта – продолжение нашей стратегии. Вместе с тем в новом проекте смогут участвовать не только дети, но и взрослые, ведь люди могут заинтересоваться этим делом в разном возрасте.

– Процедура получения президентского гранта оказалась проще или сложнее процедуры получения финансовой поддержки от фонда «Наше будущее»?

– Я думаю, что примерно на одном уровне. Процесс получения президентского гранта значительно упрощает наличие огромного массива методологического материала по заполнению бумаг: видео, вебинары, группы в соцсетях и т.д. Самое главное и самое важное, что мне понравилось и в том, и в другом процессе, – реальное желание предоставить помощь со стороны организаторов. Люди заинтересованы в том, чтобы вам удалось все сделать правильно.

Беседовала Полина Готлиб

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.

102 0
Лента новостей