
С конца осени 2024 года в России и ее регионах начались массовые проверки популярной сети магазинов-дискаунтеров «Светофор». В Тверской области региональное управление Россельхознадзора выпустило свой отчет о том, что происходит в местных магазинах этой сети.
Как магазину можно получить максимальную выгоду с продажи товаров, которые могут позволить себе даже малообеспеченные граждане, при этом оставляя ценники на низком уровне? Для этого можно пытаться сэкономить на помещении и закупках товара. Вместо того чтобы выкупать специализированное помещение, можно взять в аренду склад или ангар большой площади, заставить его стеллажами и размещать на них свои товары, которые для удешевления стоимости закупают крупным оптом. Примерно так выглядят методы максимального извлечения прибыли при низкой себестоимости продукции.
Цены на прилавках растут стремительно, зарплаты и пенсии за ними не успевают. Россияне привыкают к тому, что экономить не стыдно. Сеть «Светофор» существует уже более 15 лет, и стратегия магазина-дискаунтера приносила свои плоды: количество точек росло, «Светофоры» открывались на окраинах Твери, в районных городах, таких, как Кашин, Бежецк, Старица. Однако осенью 2024 года президент Национальной ассоциации оптово-распределительных центров Сергей Лисовский совместно с ФАС и Минпромторгом направил в прокуратуру просьбу о проведении проверки в сети «Светофор» в связи с обходом закона о регулировании торговой деятельности. И вот в стране и ее регионах начали оценивать качество товаров и санитарных условий. Сейчас уже понятно, что у регулирующих органов достаточно много вопросов к работе «Светофора».
Какова ситуация в магазинах не только по Тверской области, но и по России?

Согласно данным Россельхознадзора Тверской области, в регионе на данный момент действует 21 точка сети магазинов-дискаунтеров «Светофор». В 20 из них были проведены проверки, как сообщается в отчете, в 14 из них обнаружены нарушения самого разного характера: отсутствие маркировки на продукции, информации о сроках годности, нарушение товарного соседства и прочее. Дошло даже до абсурда: один из магазинов приютил у себя голубей, которые расклевали пакеты с товаром и свободно летали в помещении.
Проверили продающуюся молочную продукцию: в 4 пробах из 5 нашли фальсификацию. В других регионах исследовали мясную продукцию, и она тоже не соответствовала требованиям санитарных врачей.
На данный момент часть «Светофоров» временно закрыли, но это еще не все: ФНС проверила адрес холдинга АО «Инвест Стандарт», являющегося владельцем сети магазинов-дискаунтеров. И сотрудники налоговой службы не смогли найти никаких фирм по предоставленному адресу. На фоне недостоверных сведений ФНС приняла решение о ликвидации фирмы-учредителя. Только есть вероятность, что этого не произойдет.
Красный свет сменится на желтый?

Скорее всего, ретейлер просто обновит свои данные и предоставит их в налоговую службу, поскольку у них есть время для актуализации информации и ее передачи в контролирующие органы. О том, что идет смена юридического адреса, уже заявило в СМИ ООО «Торгсервис 69», которое управляет магазинами «Светофор» на территории Тверской области. В таком случае требования ФНС удовлетворят, а ликвидации можно будет избежать. Временно закрытые магазины, скорее всего, устранят нарушения и откроются вновь. Хотя не стоит исключать и того, что часть точек решат закрыть насовсем, несмотря на то что представители «Светофора» сообщают, что магазины продолжают функционировать в прежнем режиме.
Можно предположить, что и концепция магазина-дискаунтера на территории складов или ангаров сохранится. «Светофору» даже в случае улучшения дальнейшей обстановки внеплановые проверки могли нанести серьезные финансовые потери из-за простоев магазинов, разрывов сотрудничества с поставщиками, ликвидации нарушений. Еще больше проблем может появиться потом: банки, видя шаткую ситуацию, могут отказаться кредитовать холдинг.
Что делать дальше?

Возникает вопрос: почему на «Светофор» обратили внимание только сейчас? Можно предположить, что с такой концепцией качество товаров будет требовать особенного внимания. Является ли это напоминанием, что не стоит забывать о соблюдении требований? А что потом? Сеть пожурят, она продолжит свою работу под более пристальным контролем или же будет пересмотрена концепция магазина?
Переезд в более подходящее помещение с высокой долей вероятности вызовет повышение стоимости аренды и оборудования, что спровоцирует рост себестоимости продукции. А подорожание товаров само по себе уничтожает концепцию дискаунтера, особенно когда продукты приобретают в оптовых масштабах, для чего нужна большая площадь помещений.
Если смотреть отзывы покупателей в интернете, то «Светофоры» выделяются приемлемой ценой и качеством некоторых товаров, именно некоторых. Покупатели открыто пишут, что нужно экспериментировать и пробовать, чтобы найти то, что нужно. А еще они посетовали на загромождение помещений коробками с товарами и узкие проходы, что для такого магазина в целом неудивительно. Ради низкой цены приходится терпеть неудобства.
Никита Романов
фото: Мария Орлова