В прошлом номере «Каравана»вышла статья, посвященная строительству Северного обхода Твери на трассе М-11 «Нева». Она вызвала большой читательский отклик. Продолжаем рассказывать о сложившейся ситуации.
Рядом с селом Новеньким и деревней Жорновкой Михайловского сельского поселения Калининского района строители начали возводить мост через реку Тверцу. Рядом будет построен еще один мост. На презентации проекта в 2021 году член правления «Автодора» Алексей Борисов рассказывал, что обход М-11 пройдет в 50 метрах от границ села Новенького, деревень Жорновки и Шаблино. Здесь и рядом с другими деревнями, которые будут граничить с трассой, установят шумозащитные экраны, чтобы уровень шума не превышал нормы, прописанные в актуальных на момент создания проекта ГОСТах.
«Автодор» сообщает, что Северный обход Твери протяженностью 60 километров должны полностью закончить в 2024 году. Работы начаты этим летом. Трассу в круглосуточном режиме строят 600 человек, используя 200 единиц техники.
Некоторые действия рабочих вызывают непонимание и возмущение местных жителей. Так, у села Новенького вырубили сосновый лес, завалили жорновский ручей, сделали насыпь в Тверце, нарушив ее русло. Строительная техника разбивает местные дороги. Из-за шума и пыли местные жители и дачники не могут отдыхать. «Автодор» еще на стадии презентации проекта обещал установить специальные экраны, которые защищают от строительного шума, но пока никто никаких экранов не видел. Круглосуточный шум очень утомляет.
Надо сказать, что буквально недавно в Новеньком были построены новые коттеджи, которые, как выяснилось, будут примыкать к новой трассе. А на берегу, прямо рядом с будущим мостом, находятся очень красивые дома, с ухоженными участками, прекрасными клумбами. Жаль, вся эта идиллия будет разрушена. Или уже разрушается.
Пока неизвестно, как дальше пойдет трасса после путепровода через Тверцу. Жители Михайловского сельского поселения пока имеют противоречивые данные. Им показывали чертежи, на которых видно, что М-11 после моста через Тверцу пойдет дальше по земле, а на шоссе на Васильевский Мох сделают эстакаду трассы «Нева».
«Если трасса пойдет по земле, то, по идее, нужны лесозащитные насаждения. Поля вокруг этой зоны принадлежали ЗАО «Калининское», то есть имели статус земли сельскохозяйственного назначения. Неизвестно, выкупил ли их «Автодор» под создание лесозащитных полос и будут ли они вообще предусмотрены. Очень важно, произведено ли качественное межевание земель. К сожалению, в открытом доступе проект строительства Северного обхода не выложен. Мы не знаем, какими строительными нормами и правилами руководствовались проектировщики», – рассказывает житель села Новенького Алексей, имеющий высшее техническое образование.
Антон Строкин, директор Тверского филиала госкомпании «Автодор», в одном из видео, которое компания выложила в открытый доступ в июле 2022 года, говорил, что оформлено порядка 75% всех земельных участков от всей площади постоянного отвода Северного обхода трассы «Нева».
А еще в видео есть фраза, которая звучит как издевка: «Северный обход М-11 улучшит транспортную и экологическую ситуацию в Тверской области». Хочется спросить: «А каким образом платная трасса улучшит жизнь простых людей?» Пока она только ухудшает жизнь тысяч граждан, которые годами создавали свою загородную идиллию.
Местные жители обеспокоены тем, что река Тверца после создания песчаной насыпи начала менять свое русло. До людей дошла информация, что насыпь – временное сооружение, которое создано для того, чтобы установить одну из опор моста. Потом ее якобы должны убрать.
«Ответ на все вопросы жителей на каждом этапе строительства будет очевиден: «Мы все делаем строго по утвержденному проекту»… Поэтому единственный шанс отстоять свою точку зрения – это заблокировать если не проектирование, то хотя бы выдачу положительного заключения экспертизы, но эти этапы уже прошли, – пишет в социальной сети «ВКонтакте» тверской активист Сергей Неверов. – Если после сдачи Северного обхода М-11 с ним начнутся проблемы, тогда мы точно узнаем, были ли допущены нарушения на стадии проектирования».
Но местные жители не могут ждать так долго. Они хотят повлиять на ситуацию уже прямо сейчас. Люди пишут коллективные обращения в прокуратуру и другие инстанции, чтобы защитить свои деревни, села и СНТ.
Самый простой способ избежать конфликтных ситуаций – разговаривать с людьми, подробно рассказывать им о том, какие работы на каком этапе будут произведены и, конечно, отвечать на их острые вопросы. Тогда претензий у жителей будет намного меньше. Но пока «Автодор» никак не комментирует напряженную ситуацию вокруг строительства Северного обхода Твери на трассе «Нева». Пора прервать это молчание.
Андрей Сабынин
Фото жителей Михайловского сельского поселения Калининского района