Правительство Тверской области на первом заседании в 2023 году утвердило стратегию развития промышленности региона. На памяти редакции «Каравана» это далеко не первая подобная стратегия. Интересно было бы узнать, какие результаты дали предыдущие?
Шесть зон развития на месте бывших предприятий
Запланировано создание шести зон опережающего развития, которые способны дать новый импульс развитию промышленности в регионе.
Это технопарк радиоэлектронной промышленности «Аквариус», международный научно-технический парк «Савеловский» (на базе бывшего Савеловского машиностроительного завода), технопарк энергоемких технологий «Конаковская ГРЭС» (как известно, ГРЭС покинул итальянский энергетический концерн INEL, и теперь она принадлежит компании «Лукойл»), индустриальный парк переработки продуктов нефтехимии «Торжок» (на базе бывшего завода компании «Шелл», тоже переставшего работать в России), промышленная площадка «Российский подшипник» на территории индустриально-промышленной зоны Боровлево-2 (это бывший шведский завод подшипников мирового лидера в этой сфере компании SKF), промышленно-производственная особая экономическая зона «Эммаусс».
Определены кластеры
При реализации стратегии будет использоваться кластерный подход.
Определены семь ключевых направлений – специальное машиностроение (в Тверской области сложился кластер производства оборудования для нефтегазовой промышленности), транспортное машиностроение (это и понятно, Тверской вагоностроительный завод один из лидеров отрасли), легкая, полиграфическая, лесоперерабатывающая, пищевая и перерабатывающая промышленность, производство композитных материалов.
Также в стратегию развития промышленности Тверской области включены специальные проекты, связанные со спецификой момента. В частности, особое внимание будет уделено сохранению и увеличению производства предприятий оборонно-промышленного комплекса, которых и так было немало в регионе, хотя их продукция не приумножает продукцию народного хозяйства.
Кроме того, предусмотрено превращение предприятий, находящихся в сложной ситуации, в новые точки роста, возобновление их производственной деятельности. В этом отношении интересно, например, что будет с легендарной «Пожтехникой» из Торжка, окажут ли предприятию помощь на уровне правительства Тверской области?
Новые ПТУ
Стратегия также предусматривает подготовку кадров для отрасли: запланировано создание сети новых промышленных образовательных центров в Бежецке, Кимрах, Ржеве, Торжке, Твери. Это будут аналоги советских ПТУ, учеба в них позволит будущим специалистам проходить производственную практику на современных предприятиях, получить востребованную в сфере промышленности специальность, возможность дальнейшего трудоустройства.
Куда делись предыдущие стратегии?
Надо сказать, что стратегии промышленного развития принимаются в Тверской области регулярно. Вот при подготовке этой статьи попалась мне концепция промышленного развития, разработанная в 2014 году и подписанная губернатором Андреем Шевелевым. Важно было бы проанализировать, что произошло с предыдущими стратегиями, насколько удалось их реализовать и почему они оказываются забытыми.
Когда-то я была на форуме, организованном факультетом экономики МГУ, где работала целая секция «Почему все концепции развития в России не работают». Главная мысль, которая там прозвучала, такая: обычно эти концепции развития пишут по заказу областного правительства сторонние организации, с которыми контактирует какой-нибудь специальный клерк. Когда концепции оказываются написанными, первое лицо – губернатор или мэр – так и не находит время с ними ознакомиться, хотя бы прочитать. То есть первое лицо не только не участвует в разработке концепции, но и вообще в ней не заинтересовано.
Не знаю, как было в этот раз, но что-то мне подсказывает, что не о стратегии промышленного развития Тверской области думал губернатор Игорь Руденя в Новый год и Рождество. Впрочем, возможно, я недооцениваю его глубокий аналитический ум. (Шучу.)
Главное – доверие между властью и бизнесом
Мы попросили прокомментировать новую стратегию промышленного развития Тверской области директора Института экономики и управления Тверского государственного университета Давида Мамагулашвили:
– Я очень хочу, чтобы эта концепция заработала, потому что я увидел в ней стремление восстановить промышленный потенциал города Твери и районных центров. Я рад, что она имеет кластерный подход и что в этом кластерном подходе нашел свое место и Савеловский станкостроительный завод, без которого развитие промышленности нашего региона невозможно.
Еще мне в этой стратегии понравилось, что в ней предполагаются офсетные контракты. Что это такое? Офсетный договор – это когда власть и инвестор, которого она приглашает, договариваются о том, что город или область будут покупать произведенный предпринимателем товар.
Офсетным договором подчеркивается, что власть должна участвовать в бизнесе – не в капитале предприятия, а именно в рынке сбыта. Соответственно, если власть знает, что городу и населению нужна определенная продукция определенного качества, то она через офсетный договор приглашает производителя. А для производителя это тоже очень выгодно, он знает, что его продукция будет реализована. Это такое государственно-частное партнерство на очень высоком уровне.
С другой стороны, если это долгосрочные цели, то инвесторы с удовольствием пойдут навстречу просьбам власти, и власть, зная, что инвестор надолго пришел сюда, будет с большим вниманием относиться к просьбам этого производителя. Создастся та атмосфера, которая должна быть: чтобы обеим сторонам было выгодно совместно работать. А не так, как сейчас: власть думает, как обобрать производителя, а производитель думает, как не заплатить налоги.
Между властью и бизнесом должно быть очень глубокое сотрудничество на разных уровнях. И этот призыв к заключению офсетных договоров в новой промышленной концепции является призывом для государства, для муниципалитетов активно участвовать в этом процессе, приглашать в свои регионы инвесторов, которые вместе с властями будут поднимать этот населенный пункт.
Бизнесу понадобятся люди, они будут платить налоги, тратить деньги. Происходит экономическое оживление, возникает общее доверие. И это доверие должно быть навсегда. Если инвестор вкладывает деньги в подъем Савеловского станкостроительного завода, где все заново надо строить, поскольку станки будут новые, люди новые, он должен понимать, что через пять лет концепция не поменяется и станки опять не будут закупать за рубежом.
Доверие между бизнесом и властью должно прийти навсегда, какие бы ни происходили катаклизмы. Это самое главное для нашего бизнеса.
«Не надо вредить промышленникам»
А вот что нам рассказал Анатолий Боченков, директор завода «ГринМаш», несколько лет занимавший должность заместителя губернатора по промышленности:
– Прежде всего, нашим промышленникам должны перестать мешать. Некоторые вещи я могу назвать только вредительством.
Еще в 2014 году правительство РФ дало поручение Торгово-промышленной палате Российской Федерации о выдаче сертификатов о происхождении товаров для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. И с тех пор российские промышленники каждый год мучаются со сбором документации, доказывать, что ты российский производитель, надо каждый год. Для получения же акта экспертизы от региональной торгово-промышленной палаты необходимо: 1) предоставить в ТПП региона пакет документов по предприятию, стандартные справки, устав о регистрации организации; 2) финансово-экономические, производственные показатели за предыдущий срок, данные о выпуске предъявляемой продукции; 3) предоставить и передать всю конструкторскую документацию в полном объеме на все виды продукции, при этом предъявить доказательную базу, что документация разработана на самом предприятии, подтвердить штатным расписанием конструкторского отдела, дать фото кабинетов с рабочим местами; 4) предоставить всю технологическую документацию на выпускаемую продукцию (на все виды, модели, варианты исполнения), доказательную базу, что она разработана на предприятии, передать технологические регламенты, технологические карты соответствующего уровня, количества, качества на весь (!) процесс изготовления всех деталей, узлов, сборок, всего продукта, подробно все технологические операции с привязкой к конкретному оборудованию, оснастке, стендам, инструменту; 5) подтвердить наличие соответствующего лицензированного программного продукта для проведения конструкторских и технологических работ; 6) предоставить документы о наличии ОТК, штатного расписания, наличия (по списку) необходимых средств измерений и контроля; 7) предоставить фотографии всех этапов изготовления деталей, узлов, проведения сборочных, монтажных операций, испытательных работ, на фото должны быть видны конкретные работники, используемые оборудование, оснастка, инструменты; 8) предоставить штатное расписание предприятия с указанием ФИО, должностей всех сотрудников. И так далее.
Большая часть запрашиваемых документов является коммерческой тайной каждого предприятия. И при передаче ее в палату за нее там никто ответственности не несет. Понятно, что в торгово-промышленных палатах региона нет специалистов, которые понимают в промышленном производстве техники. Понятно, что большинство запросов носят надуманный характер и никак не определяют «российскость» товара.
Даже теперь, когда импорт в Россию машин, механизмов, даже отдельных узлов практически прекращен, указанные постановления и процедуры по ним никто не отменил.
Почему бы не пойти другим путем? Например, создаются при торгово-промышленных палатах рабочие группы по отраслевому принципу из числа ведущих специалистов соответствующих предприятий. Группа под руководством эксперта палаты выезжает на предприятие, которому понадобился такой сертификат, изучает все материалы, изучает все производство, смотрит необходимые документы, готовит свое экспертное заключение за подписями всех членов комиссии. Это является основанием для палаты дать свое заключение. Все это делается под контролем регионального министерства промышленности и торговли.
Подготовила Мария Орлова
фото: пресс-служба ТВЗ, парето-принт.рф, kolledg-zdv.ucoz.ru