Недавно в Твери определили четырех лучших учителей города в 2022 году. Это был муниципальный этап конкурса «Учитель года России – 2022».
Итак, за звание лучших учителей Тверской области от столицы региона поборются: учитель начальных классов школы № 34 Любовь Кочеткова, учитель истории и обществознания школы № 40 Анна Морозова, учитель математики гимназии № 12 Жанна Сурова, учитель музыки школы № 14 Екатерина Химченко.
«Каравану» удалось поговорить с тремя кандидатами и узнать, чем живут учителя города.
Корр.: Благодаря чему, с вашей точки зрения, вы попали в список лучших учителей Твери?
Екатерина Химченко: С выходом в финал мне наверняка помогла моя натура. Не просто так я учу детей музыке. Это творческая стезя, требующая интересной и нестандартной подачи в преподавании. Я всего-навсего старалась быть харизматичной, заразительной в каком-то роде. А еще я бы хотела отметить неоценимую поддержку своего мужа Марка Химченко, на котором тестировала свои конкурсные домашние задания, а также поддержку директора школы № 14 Натальи Борисовны Шикуновой, которая и втянула меня во все это.
Жанна Сурова: В список номинантов на звание лучшего учителя Твери я попала, наверное, благодаря своим профессиональным принципам. На уроки всегда прихожу в хорошем настроении, никогда не выделяю любимчиков, стараюсь, чтобы каждый урок оставлял в душах детей какой-то след. Благо математика – это безграничная наука, которая может бесконечно «следить» в детских душах. Остается только грамотно и со вкусом преподнести эту науку ученикам.
Анна Морозова: Моя история проста. Я хотела доказать себе, что я могу быть лучше всех. В школе я работаю уже больше 20 лет. Все это время упорно трудилась, развивалась и старалась не унывать. Наверняка членам жюри понравилось, что в преподавании я делаю ставку на метод проектов. Считаю, что, готовя рефераты, доклады, сообщения и так далее, ученики прекрасно осваивают материал и затем легко применяют его на практике.
Корр.: Известно, что с каждым годом учеников в школах становится все больше, а приток новых учителей ослабевает. Это большая проблема системы образования в России. Как часто вы сталкиваетесь с профессиональным выгоранием у себя или у своих коллег? Как можно решить проблему?
Екатерина Химченко: Мне до профессионального выгорания еще далеко, потому что я встала на дорогу преподавания лишь несколько лет назад. Иногда замечаю, как мои коллеги ослабевают, не справляются с работой. И не потому, что они плохие учителя, а потому, что работа, которая на них сваливается, становится все более тяжелой и изматывающей. Приходится много часов проводить за бумажной волокитой. Недавно мы перешли на электронные классные журналы, и это упростило нашу работу, но не намного. Учителей становится меньше, это правда. Все потому, что условия непростые: дети требуют от учителя внимания, терпения и постоянного развития. Я считаю, важно, чтобы более опытные коллеги поддерживали начинающих специалистов. Еще одна напасть, с которой сталкиваются учителя все больше, – это отношения с родителями учеников.
Анна Морозова: Чем дальше движется история, тем меньше родители требуют от своих детей и больше претензий предъявляют учителям. Конечно, это приводит к демотивации преподавателей, особенно у менее устойчивых психически коллег. Раньше, если ребенок получал двойку, родители требовали от него объяснений и исправления ситуации. Сейчас все чаще спрашивают с учителя. Правильно это или нет? Я не знаю. Возможно дело в том, что родители нынешних школьников выросли уже в России, а не в Советском Союзе, то есть они более раскрепощены, больше привыкли отстаивать свои права. Однако не всегда это уместно.
Жанна Сурова: Обычно после летних каникул профессиональное выгорание исчезает. Ты заново погружаешься в работу и понимаешь, что в действительности от тебя зависит очень многое. Ведь, обучая детей, учитель конструирует будущее. Другое дело, что по статистике молодой крови в профессии становится все меньше. Чтобы приток новых учителей поднялся, надо, конечно, увеличить зарплаты, улучшить систему подготовки молодых специалистов и потихоньку вводить их в профессию. Достаточно грамотно продумать систему прохождения практики для студентов.
Анна Морозова: Раньше студенты педагогических направлений проходили практику в любых школах. Но недавно одна из моих бывших учениц, которая собирается стать учителем истории, рассказала, что очень хотела пройти педагогическую практику в нашей школе № 40. Но ее отправили в учреждение на базе гимназии № 12. Ученица также сообщила, что и других студентов отправляют в учреждения на базе этой гимназии. Как же командировки в деревни? Или в те школы, где действительно не хватает учителей?
Корр.: Сколько же зарабатывают лучшие учителя Твери?
Екатерина Химченко: Не больше 30 тысяч рублей в месяц.
Жанна Сурова: Всем известно, что ставка школьного учителя в Твери – 8 тысяч рублей в месяц. Остальное – это премии, надбавки за дополнительные часы работы или за организацию каких-нибудь мероприятий. У меня в сумме выходит не больше 30 тысяч.
Анна Морозова: Я зарабатываю от 30 до 40 тысяч рублей в месяц. Конечно, любой человек не отказался бы от повышения зарплаты. Но я считаю, сколько человеку ни плати, лучше он работать не станет. Важно, чтобы и система образования, и оплата труда в совокупности давали положительный результат.
Беседовал Кирилл Салимов