Писатель Юрий Поляков о творчестве, идейных взглядах и политике
В Твери побывал писатель Юрий Поляков. Он участвовал в мероприятиях, приуроченных к Всемирному дню поэзии, присутствовал на вручении молодым поэтам премии имени Андрея Дементьева. На встрече с читателями писатель рассказал о своей книге «Зачем вы, мастера культуры?», поделился некоторыми секретами мастерства и ответил на интересующие вопросы.
Об Андрее Дементьеве
– Я знал Андрея Дмитриевича Дементьева много лет, дружил с ним до его последнего дня.
Во многом благодаря его упорству как редактора в журнале «Юность» вышли мои первые повести.
Тогда я был молодым литератором. Написал повести «ЧП районного масштаба» и «Сто дней до приказа». Но выходу в свет этих произведений препятствовала цензура.
Со временем я понял: если ты написал вещь интересную, глубоко взглянул на волнующую многих проблему, то такое произведение обязательно найдет путь к читателю. Если тебя не печатают по цензурным или иным соображениям – значит, ты попал в точку.
«ЧП районного масштаба» напечатали после выхода постановления ЦК КПСС о совершенствовании работы комсомола. Раньше было так: если партия увидела какой-то недостаток и указала на него, то принимались меры к его устранению. Моя повесть оказалась созвучной времени и пришлась кстати.
Похожая история с повестью «Сто дней до приказа». Ее не пропускала военная цензура. И вдруг произошло неожиданное: Руст на самолете приземлился на Красной площади. После этого случая военная цензура стала сговорчивей. И Андрей Дементьев поставил мою повесть в номер.
Однажды мы отдыхали в Доме творчества в Пицунде. Из гостиничного номера со стола порывом ветра унесло мою повесть «Работа над ошибками». Через открытое окно улетели 160 страниц повести! Был июль, а я должен был ее окончательно завершить и отдать в «Юность» к 1 августа, чтобы она вышла в сентябрьском номере. За окном гостиницы – болото, что-то шуршит, гадюки ползают. Я вышел собирать разлетевшиеся листки. Андрей Дмитриевич помогал их собирать. Собирали с ним листки рукописи до вечера.
О поэзии
– Журнал «Юность» был очень популярным. Еще до публикаций в нем я печатал свои стихи в «Московском комсомольце», журнале «Студенческий меридиан». Но настоящую известность как поэт получил именно после публикации подборки своих стихов в «Юности».
Я помню, как важен для начинающих поэтов был выход номера «Юности», в котором под рубрикой «Зеленый листок» печатались стихи молодых авторов. Через эту рубрику прошло много авторов, не только поэтов, но и прозаиков.
Премия «Зеленый листок» имени Андрея Дементьева – очень хорошая премия.
Тверь стала центром молодой поэзии нашей страны. Символично, что Дом поэзии находится на улице Андрея Дементьева. Я с удовольствием езжу в Тверь, встречаюсь с молодыми поэтами. Здесь есть приличные поэты.
О Быкове и Прилепине
Юрию Полякову задали вопрос, касающийся идейных взглядов Дмитрия Быкова и Захара Прилепина. Чьи взгляды на современное общество ему ближе?
– Прилепин и Быков находятся не на разных полюсах. Во всяком случае, еще несколько лет назад Прилепин был близок по своим взглядам Быкову. Лет семь назад я о нем подробно написал в работе «Захар Прилепин и вопросы сталинизма».
Быкова знаю давно. Когда-то вел с ним колонку в «Собеседнике». Он уже тогда был либералом, а я всегда был патриотом. Я был приглашенным, а он штатным сотрудником. Он чуть ли не на каждой планерке выступал с требованием: «Этого черносотенца надо гнать поганой метлой!» С тех пор мы не общаемся.
Думающих, как Быков, мало, но они есть. Я бы назвал это ролевым поведением. Именно такая у них сейчас роль. Изменится ситуация, будет другая.
О секретах мастерства
– Я ничего не придумываю. Я отражаю структуру сознания и поведения человека. Он всегда был такой. У него постоянно возникают какие-то проблемы, вопросы. Ты живешь во всех этих мирах. И задача писателя – это все передать.
Я не открою секрета Полишинеля. Надо в творчестве уметь себя максимально выразить. Но это можно сделать только через мастерство. Это ошибка современных авторов, считающих, что можно обойтись без всякого мастерства.
Проблема нынешней литературы в том, что многие пишут по принципу «Мне так хочется», исходя из убеждения, что, мол, у художника нет критерия в творчестве. Это неправильно. Критерии есть. Как у моста: если его неправильно возводить, он рухнет.
В литературном произведении все упирается в качество текста. И ценность произведения определяется не рецензиями на него.
Могут сказать: вот Дарья Донцова многим нравится. Но ее произведения – это книжная продукция, а мы говорим о литературе. Таких авторов, как она, можно назвать ПИП – персонифицированный издательский проект. У ПИПов главное не текст, а обложка. Хотя ПИПы тоже нужны: сел, например, в поезд, серьезное вряд ли будешь читать, не та обстановка, а что-то простенькое почитать можно.
Есть градации писателей по нескольким категориям. Например, писатели, обладающие особой чувствительностью. Моральной чувствительностью. Социальной чувствительностью.
Я живу в России, люблю ее, но не понимаю, как директор музея может в сто раз больше получать искусствоведа того же музея? Директор почты в тысячу раз получает больше, чем обычный сотрудник! Он что, посылку в зубах приносит на дом лично каждому адресату?
О памятниках
– Непонятна позиция нашей власти. У нас поставили памятник Солженицыну. А хоть одному крупному писателю-фронтовику поставили? Нет.
Или другой пример. Ростроповичу поставили, а Свиридову нет. Я не против Ростроповича. Кстати, памятник ему поставили на том месте, где планировали поставить памятник к 200-летию Карамзина. Но на памятник Карамзину денег не нашли. О чем думают «кремлевские звезды»?
А где памятник Андрею Платонову? В Москве памятника ему нет.
Вот если власть вдруг переменится, я не удивлюсь, что Дмитрию Быкову поставят памятник.
О «Литературной газете»
– В 2001 году, когда я туда пришел, газета была в тяжелом состоянии. Почему? Газета выражала точку зрения одной категории – прозападно настроенной столичной интеллигенции. Любая другая точка зрения была попросту отсечена.
Первое, что мы сделали, привлекли людей, которые умеют размышлять, высказывают разные точки зрения. Читатель у нас умный, ему надо давать разные мнения.
Так, без особых вложений и раскруток за три года подняли тираж с 5 тысяч до 100 тысяч.
Газета – тяжелая работа. Пятнадцать лет я давал людям возможность честно высказываться, не лукавить.
Да, чтобы быть интересным, надо быть честным и не лукавить. При этом надо понимать, что твоя точка зрения не самая главная, а лишь одна из многих. В газете должна складываться полифоническая картина мира. Этого, кстати, не всегда любят владельцы изданий, власть.
Не надо стремиться к тому, чтобы нравиться кому-либо одному или всем сразу, надо всего лишь давать возможность высказываться людям разных взглядов. Честность и полифонизм – вот что главное. У меня есть книга «Любовь в эпоху перемен», она как раз про журналистов.
И еще немного о политике
– О своем участии в политической жизни я написал в работе «Как я ходил в политику».
То, что сейчас делает триумвират, объединившийся в одну партию, нечто подобное делали и мы в свое время. Более 20 лет назад мы объединили несколько партий. Создали некий клуб реалистов. Наша партия называлась «За новый социализм».
У меня тогда были силы сочетать политическую деятельность с литературной. Нынешний триумвират ничего нового не придумал. У него задача – оттянуть голоса у коммунистов. В то же время я согласен с тем, что социализм далеко не исчерпал себя. Его идеи находят отклик в наших людях.
Искренность политика проявляется не тогда, когда человек идет во власть, а тогда, когда он туда попадает. Я не менее десяти лет, с 45 до 55 лет, серьезно занимался политикой. Написал эссе «Писатель без мандата». А сейчас мне уже не так интересно заниматься политикой. Что будет дальше – посмотрим…
После выступления писатель подарил стопку своих книг библиотеке имени Горького, где проходила встреча, оставив автограф на каждой из них.
Александр Арсенов
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.